УКИЁ-Э — направление
в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие
с периода Эдо (1600–1868).
Слово «укиё» в древности обозначало одну из
буддийских категорий и могло переводиться как «бренный изменчивый
мир». В конце ХVII в. укиё стало обозначать мир земных радостей
и наслаждений. Укиё-э — картины повседневной жизни городского
сословия периода Эдо.
Техника ксилографии, или печати с деревянных
досок, появилась в Японии еще в период Хэйан (794–1185)
вместе с распространением буддизма. Техника печати с деревянных
досок вначале использовалась при изготовлении черно-белых
оттисков с изображениями различных буддийских святых и при
иллюстрировании текста сутр.
Начало ХVII в. характеризуется появлением иллюстрированных
ксилографических книг, издававшихся массовыми тиражами.
В этих изданиях текст и иллюстрации печатались черным цветом.
Первые станковые гравюры были также черно-белыми,
потом их начали слегка подкрашивать от руки киноварью (тан-э),
позднее гравюры подкрашивались тёмно-красной краской (бэни-э)
или оттенялись черной плотной краской, что создавало эффект
покрытия черным лаком (уруси-э). Первые оттиски с использованием
красного цвета (бэнидзури-э) появились в середине XVIII
в. Постепенно число досок для цветной печати увеличивалось,
и в 1765 г. появились первые многоцветные гравюры, получившие
название «парчовые картины» (нисики-э).
Возникшая в XVII в. в среде набиравшего силу
третьего сословия, менее скованная канонами, чем живопись,
гравюра была наиболее массовым и доступным для горожан видом
искусства. Темами для гравюр укиё-э зачастую являлись сюжеты
жанровых рассказов укиё-дзоси, пьес театра Кабуки, классической
и современной поэзиИ.
В процессе создания гравюры укиё-э участвовали
художник, резчик и печатник. Важную роль играл издатель,
изучавший спрос и определявший тираж. Зачастую именно он
задавал тему гравюры и влиял на характер издания.
Процесс создания гравюры выглядел следующим
образом. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой,
прозрачной бумаге. Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной
на доску из вишни, груши или самшита, вырезал первую печатную
форму. Затем делалось несколько черно-белых оттисков, на
которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял
необходимое количество (иногда более тридцати) печатных
форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или
тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил
краску растительного или минерального происхождения и на
влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Коллективный метод работы художника, резчика
и печатника, узкая специализация мастеров, цеховая организация
процесса обусловили своеобразие японской ксилографии.
Развитие японской ксилографии определялось несколькими
ведущими школами — династиями: их основатели как бы формировали
свой стиль, в русле которого работали ученики и последователи
(династии Тории, Кайгэцудо, Кацукава, Утагава).
Но были и выдающиеся мастера, творчество которых
не вписывается в рамки какой-либо династии и стоит особняком,
обозначая яркие вехи в истории японской гравюры (Судзуки
Харунобу, Китагава Утамаро, Тосюсай Сяраку, Кацусика Хокусай,
Андо (Утагава) Хиросигэ).
Первым крупным художником японской ксилографии
стал Xисикава Моронобу (1631–1694), создавший значительное
количество ксилографических альбомов. С его именем связано
становление жанра бидзинга (изображение красавиц).
В конце ХVII — начале ХVIII в. на первое место
в искусстве укиё-э выдвигается династия Тории, ее глава
— Тории Киёнобу (1664–1729). Главная тема художников династии
Тории — театр Кабуки — находит воплощение в гравюрах с изображениями
актеров (якуся-э), других видах ксилографических изданий,
связанных с театром (афиши, программки спектаклей). Художники
династии Тории активно используют нововведения в технике
ксилографии (бэни-э и уруси-э). Из учеников Тории Киёнобу
наиболее известны Тории Киёмасу (1697–?) и Тории Киёмицу
(1735–1785).
В первой половине ХVIII в. одной из крупнейших
школ живописи укиё-э стала династия Кайгэцудо во главе с
Андо Кайгэцудо (1671–1743). Мастера этой школы создавали
живописные портреты куртизанок в полный рост в ярких красочных
костюмах. Это были изображения, служившие своего рода рекламой
знаменитых красавиц, популярных обитательниц «веселых кварталов».
Гравюр Андо Кайгэцудо не сохранилось. Среди последователей
Кайгэцудо Андо наиболее известны Кайгэцудо Анти, Кайгэцудо
Дохан, Кайгэцудо Досин.
Художник Окумура Масанобу (1686–1764), прозванный
Гэнроку, был не только известным художником, но и популярным
издателем книг и альбомов. Он активно внедрял цветную печать
— в противовес подкраске от руки. Среди других его новвовведений
в укиё-э — хасира-э (гравюры узкого и длинного формата),
уки-э (композиционный прием в живописи и гравюре, позволявший
изображать пространство в перспективе).
Создателем метода печати многоцветной гравюры
был Судзуки Харунобу (1725–1770). Начав с печати с трех-четырех
форм, Харунобу затем увеличил число досок до 7–9, а также
стал активно использовать различные возможности техники:
тиснение по влажной бумаге, печать золотым и серебряным
порошком.
Введение новых, более сложных и дорогостоящих
техник объяснялось возникновением моды на специальные гравюры
суримоно, выпускавшиеся небольшим тиражом для узкого круга
любителей к различным датам или специально к Новому году.
Для суримоно использовались более плотная и дорогая бумага,
дорогие пигменты. Кроме суримоно, Харунобу ввел в обиход
специальные календарные гравюры экоёми.
Харунобу создает особый тип изображения красавиц.
На смену величавым и статным красавицам Кайгэцудо и Масанобу
приходят хрупкие юные девушки, почти подростки, необычайно
трогательные и грациозные. Атмосфера доверительности, камерности
характерна для всех произведений Судзуки Харунобу.
Основатель династии Кацукава — Кацукава Сюнсё
(1726–1793), развивая жанр театральной гравюры, вводит в
обиход два ее типа: первый — парадные портреты актеров в
статичных позах на фоне театральных занавесов и второй —
актеры в гримерных комнатах, в интимной обстановке, не предназначенной
для посторонних глаз. Попытка рассмотреть под маской внутренний
мир актера характерна и для других мастеров династии Кацукава
(Кацукава Сюнтё, Кацукава Сюнэй), и их современников (Иппицусай
Бунтё).
В конце XVIII в. гравюра укиё-э достигла своего
расцвета. Она заменяла в небогатых домах дорогостоящую живопись,
широко использовалась для иллюстрирования книг, оформления
календарей и театральных афиш, рекламы и поздравительных
текстов.
Сложились разнообразные жанры этого искусства:
бидзинга — изображение красавиц из «веселых кварталов»;
Якуся-э — театральная гравюра; муся-э — исторические сюжеты;
суримоно — поздравительные карточки к Новому году, свадьбам,
юбилеям и другим праздникам; катёга — изображение цветов
и птиц; фукэйга — пейзажная гравюра, получившая широкое
распространение в первой половине XIX в.
Все большую популярность в конце XVIII — начале
XIX в. приобретают альбомы и отдельные серии гравюр на эротические
темы (сюнга). Как правило, подобные гравюры издавались анонимно,
художники не рисковали их подписывать.
Особое место в истории японской ксилографии
занимает творчество последнего яркого представителя династии
Тории — Тории Киёнага (1752–1815). Как и все художники династии
Тории, Киёнага начинал с театральной гравюры, но лучшие
и самые известные его работы выполнены в жанре бидзинга.
Киёнага часто использует полиптихи (из трех и более листов),
делая своеобразную попытку вернуться к традиционной для
дальневосточной живописи форме горизонтальных свитков. Его
излюбленные композиционные схемы — многофигурные шествия
куртизанок.
Самый знаменитый последователь Киёнага, во многом
определивший особенности японской классической ксилографии
периода ее расцвета, — Китагава Утамаро (1753–1806). Главная
тема творчества Утамаро — жизнь обитательниц «веселых кварталов».
Не без оснований именуясь «певцом женской красоты», Китагава
Утамаро вводит в укиё-э тип больших погрудных портретов
окуби-э, в которых старается передать различные эмоциональные
переживания своих героинь.
Особняком в истории японской гравюры стоит творчество
Тосюсая Сяраку (работал в 1794–1795 гг.). В течение десяти
месяцев выходит более 140 театральных гравюр этого художника
— портретов актеров театра Кабуки в различных ролях. Все
его работы отмечены высоким мастерством. Острая характерность,
граничащая с гротеском, сознательное искажение пропорций
фигур, жестов, черт лица придают его персонажам необычайную
выразительность.
Одной из наиболее известных школ японской гравюры
в XIX в. стала династия Утагава, основанная в конце XVIII
в. мастером гравюры жанра уки-э Утагава Тоёхару (1735–1814).
Эта разветвленная и многочисленная школа оставила после
себя множество живописных и графических работ в различных
жанрах, однако основными для нее были все же театральная
гравюра и историко-героическая тема.
Утагава Тоёхиро (1773–1829), ученик Тоёхару,
специализировался на изображениях красавиц. Утагава Тоёкуни
(1769–1825) — один из ведущих мастеров школы Утагава — славился
своими театральными гравюрами. Утагава Куниёси (1797–1861)
— автор множества серий исторических и героических гравюр,
изображавших самураев в батальных сценах.
В 1840-х гг. правительство Японии издает специальные
эдикты против роскоши, распространявшиеся и на гравюру.
В частности, запрещается использовать дорогие краски при
печати, тисненую бумагу и печатать с большого количества
досок. К этому времени относится появление гравюр, выполненных
в технике монохромной печати аодзури-э, в которой художники
добивались множества градаций оттенков синего цвета. Все
готовые к печати листы должны были быть удостоверены цензорскими
печатями. Художникам запрещалось указывать на гравюрах имена
куртизанок и актеров, иллюстрировать исторические события
и изображать сцены, содержащие намеки на современные события.
Эти ограничения способствовали развитию пейзажного жанра.
Расцвет пейзажного жанра в японской классической
ксилографии связан с именами двух великих художников — Кацусика
Хокусая (1760–1849) и Андо (Утагава) Хиросигэ (1797–1858).
Хокусай за свою долгую творческую жизнь оставил
огромное художественное наследие, включающее 15-томную серию
альбомных зарисовок, знаменитую серию гравюр «36 видов Фудзи».
Хокусай работал в различных техниках, среди его работ множество
набросков тушью, живописные свитки, росписи панно, иллюстрированные
альбомы.
В отличие от величественных ландшафтов Хокусая,
Утагава Хиросигэ (1797–1858) создал пейзаж, проникнутый
тонким лирическим чувством. Наибольшую популярность ему
принесла серия гравюр «53 станции Токайдо», выполненная
в 1833–1834 гг. Хотя в целом видение мира Хиросигэ более
конкретно, чем у Хокусая, он тем не менее остается на зыбкой
грани между вымыслом и достоверностью, совмещая в своих
композициях грустное очарование с тонкой наблюдательностью.
С появлением первых иностранцев в Японии возникает
новый жанр — иокогама-э (изображение представителей различных
стран, новых механизмов, домов европейского стиля и т.д.).
В середине XIX в. в укиё-э начинают использовать, завезенные
из-за границы анилиновые красители, значительно удешевившие
и упростившие процесс производства гравюр, но сильно ухудшившие
их качество.
|