УТАГАВА Кунисада (1786–1865) — художник. Настоящее имя — Сумида Сёдзо. Он был выходцем из зажиточной семьи, владевшей паромной переправой. В раннем возрасте у Кунисады обнаружились творческие способности, в 15–16 лет он попадает в мастерскую Утагавы Тоёкуни, где учится почти семь лет.
Первые самостоятельные работы Кунисады — иллюстрации и гравюры на отдельных листах — стали появляться примерно с 1807 г. С самого начала он создает гравюры на театральные темы (якуся-э), которые в дальнейшем станут основной доминантой его творчества. Успех к Кунисаде пришел быстро: уже в 1813 г. молодой художник считался вторым по популярности после его учителя мастером театральной гравюры.
В работах Кунисады 1820-х гг. окончательно складывается новый тип театральной гравюры, характерный для школы Утагавы. В этом стиле творчески соединились сильные стороны предшествующих школ: динамизм передачи сценического действия Тории и индивидуальность облика актеров Кацукава.
Интересны и работы Кунисады в жанре бидзинга — изображение красавиц. В конце 1820-х гг. он выпустил серию погрудных портретов куртизанок, которая принесла ему известность.
После успеха другого мастера школы Утагава — Куниёси, с которым
Кунисада соперничал всю жизнь, в творчестве художника появляется
новая тема. Он выпускает серию гравюр «Зерцало знаменитых
мужей Японии», в которой собраны изображения героев японской
истории. В 1830-х гг., когда художник достиг большего жанрового
разнообразия, им были созданы весьма примечательные изображения
борцов сумо.
В 1844 г. в жизни и карьере Кунисады происходят чрезвычайно важные события — он становится официальным главой школы Утагавы.
Одной из наиболее известных работ того периода стала серия гравюр «53 станции дороги Токайдо». Эта серия не относится к пейзажному типу. Фигурами первого плана в гравюрах являются актеры. Серия имела огромный успех и была распродана большими тиражами.
1840–1850 гг. — время интенсивной деятельности Кунисады-педагога. На протяжении нескольких десятилетий он возглавлял мастерскую и воспитал немало учеников. Им издается огромное количество театральных гравюр, которые формируют отношение зрителей к театру и влияют на сам театр. Начало 1860-х гг. — пик популярности Кунисады.
Деятельность Кунисады охватывает более полстолетия. Главным его достижением было создание особого типа театрального портрета — конкретного актера в конкретной роли, сочетающего личное сходство и атмосферу театрального действа.
|