УТАГАВА Куниёси (1798–1861)
— художник. Настоящее имя — Игуса Ёсисабуро.
Родился Куниёси в Эдо в семье красильщика. С
детства мальчик хорошо разбирался в орнаментах художественных
тканей и тогда же проявил склонность к изобразительному
искусству. В 12 лет Куниёси без чьей-либо помощи создает
первую самостоятельную работу — рисунок, изображающий легендарного
покорителя демонов с мечом в руках. Считается, что именно
этот рисунок открыл Куниёси дорогу в мастерскую Утагавы
Тоёкуни — наиболее авторитетного и популярного мастера того
времени. Учеником Тоёкуни Куниёси становится в возрасте
15 лет. Как и все художники школы Утагава, Куниёси начал
свою самостоятельную деятельность с иллюстраций к произведениям
художественной литературы. Так как гравюры и книжные иллюстрации,
которые он начал создавать с 1814 г., не пользовались большим
спросом, художник был вынужден перебиваться случайными заработками.
Только в 1827 г. он достиг успеха, выпустив серию гравюр
«108 героев простонародной версии романа «Речные заводи»,
изображавшую героев китайского романа «Суйкодэн». Работа
была выполнена в экспрессивной, динамичной манере, граничащей
с гротеском. К Куниёси пришла слава. С этого времени жанр
муся-э — историко-героической гравюры — становится главным
для художника.
Хотя мастер продолжал разрабатывать историко-героическую
тему в течение многих лет, но кроме этого объектом его творчества
были и фантастические привидения, и очаровательные девушки,
а также жанровые сценки, пейзажи, животные. Дважды карикатуры
Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становились
причиной конфликтов с властями, которые даже уничтожили
некоторые его гравюры.
Из работ второй половины 1840-х гг. наибольшую
известность получили серии гравюр, посвященных истории о
47 ронинах.
В 40-е гг. Куниёси неоднократно участвовал в
выпуске серий гравюр вместе с другими не менее знаменитыми
художниками. К числу таких серий относятся парные изображения
«53 станции дороги Токайдо», выполненные им вместе с Андо
Хиросигэ и Утагавой Кунисада.
1840–1850-е гг. — время наивысшей творческой
активности Куниёси. За десять лет он создает 11 серий по
40–50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объема на
темы, связанные с героической историей Японии, к примеру,
серия «Биографии прославленных героев «Сказания о Великом
мире».
Куниёси считается одним из самых талантливых
мастеров позднего периода Эдо. В своих муся-э, бидзинга,
картинках на театральные темы, пейзажах он использовал новые
стилистические формы, характерные для европейской живописи,
в частности, связанные с изображением перспективы.
|