ТОСЁДАЙДЗИ — один из древнейших и красивейших буддийских храмов в городе Нара. Его основание связано с именем китайского буддийского монаха Чиенчена (яп. Гандзин). Кстати, Тосёдайдзи можно перевести как Храм приглашенного китайца.
Если Кофукудзи — сокровищница буддийской скульптуры, а Гангодзи — «кладовая народного буддизма», как часто называют этот храм, то Тосёдайдзи известен тем, что в его пределах сохранилось, пожалуй, наибольшее число строений Нарской эпохи.
Храмовый ансамбль, в который входят постройки VIII в. — кондо (главный зал) и кодо (зал проповедей), удачно вписан в окружающий сельский пейзаж, словно специально созданный для того, чтобы служить ему естественным фоном.
К кондо ведет обсаженная деревьями аллея. Это одноэтажное продолговатое здание, и первое, что бросается в глаза, — большая черепичная крыша с глубокими стрехами, образующая мощную массивную горизонталь. Но ее мягкие контуры вовсе не производят впечатления чего-то давящего, наоборот, кажется, что крыша парит, невесомая, над зданием.
Может быть, этот эффект достигается тем, что архитектор установил на продольном фасаде здания колоннаду, повторяющиеся вертикали которой уравновешивают горизонталь как крыши, так и каменной платформы, на которой стоит постройка. Завершающие мачту конька сиби — украшения в виде хвостов рыб или, как считают некоторые специалисты, драконов —придают контуру крыши дополнительную элегантность.
По всей вероятности, сиби имели не только декоративное, но и прикладное назначение: рыбы, как и драконы, символизировали воду, дождь и, следовательно, могли спасти от пажара.
Сама по себе постройка чрезвычайно проста, очень похожа на храмовые здания предыдущей эпохи, возможно, с той только разницей, что система консолей и балок, поддерживающих большой вынос крыши, отличается несколько большей сложностью. Коричневое дерево колонн, белая штукатурка стен и серая черепица крыши создают гармоничное целое с окружающей кондо зеленью.
Кодо в Тосёдайдзи — самое старое здание этого типа в Японии. Полагают, что раньше это была одна из построек в дворцовом квартале и ее перенесли на нынешнее место после того, как храм уже был построен. Его архитектура очень похожа на кондо, за исключением того, что это здание более продолговатой формы и у него отсутствует колоннада. Оно предельно функционально, в нем нет ничего лишнего, выглядит очень просто даже на фоне достаточно простых форм кондо.
|