ТОДАЙДЗИ — Великий Восточный храм. Возводился с 710-го по 784 г. по указу императора Сёму.
Великий Восточный храм замышлялся как главный культовый центр буддизма, который должен был защитить императорский двор в эпоху смут и политических неурядиц, обеспечить мир и спокойствие в государстве.
Строительство было начато с сооружения грандиозной статуи Будды Вайрочана (яп. Будда Великое Солнце), присутствующего повсюду во Вселенной. Будда Великое Солнце служил главным объектом почитания у монахов школы Кэгон — школы Величия Цветка Закона, пользовавшихся тогда наибольшим влиянием при дворе.
Проект статуи был составлен группой мастеров под руководством Кунинакано Кимимаро, выходца из семьи натурализовавшихся корейцев. Сначала отлили уменьшенную модель, послужившую прототипом статуи. Затем из бревен соорудили ее остов. Эту конструкцию обмазывали глиной, смешанной с песком. Изготовление формы заняло целый год. Но главные трудности ждали ваятелей впереди. В Японии не было прецедента отливки таких гигантских статуй. Восемь раз строители принимались за литье, терпя неудачу за неудачей. Работа шла почти непрерывно — днем и ночью в течение двух лет. Зарево над площадкой у северо-восточной окраины столицы, где отливали статую, было видно на несколько десятков километров окрест. Все ресурсы государства были мобилизованы на сооружение гигантского Будды. Из разных мест везли медь, олово, ртуть. Развернувшиеся по всей стране поиски золота, необходимого для того, чтобы покрыть им статую после отливки, увенчались успехом: драгоценный металл нашли на далеком севере в провинции Муцу, обитатели которой — предки нынешних айну — незадолго до этого были подчинены правителям Японии.
И вот громадная статуя наконец отлита. Нетрудно вообразить, какое потрясающее впечатление произвел на японцев того времени вознесшийся на более чем 16-метровую высоту гигант, с каким трепетом взирали они на этого колосса. Ведь только лицо Будды было 5 метров от уха до уха, длина его вытянутой ладони составляла 3,7 метра, а средний палец достигал двух метров. Даже глаз мудрости во лбу был больше нормальной человеческой головы, а в ноздри легко мог заползти взрослый человек. Вес пьедестала статуи, исполненного в форме цветка лотоса, составил 130 тонн. Всего же на сооружение Большого Будды пошло около 444 тонн меди, 82 тонны олова, большое количество золота.
По завершении отливки статуи началось строительство Дайбуцудэн — Зала Большого Будды, которое столкнулось с неменьшими сложностями. Лес для Зала Большого Будды рубили в горах к северу от Нара. Связанные в плоты бревна сплавляли по рекам, на которых было немало мелей и перекатов. Плоты часто застревали на них. Был найден хитроумный выход из создавшегося положения: сооружали плотину, ожидая, пока вода поднимется до уровня, при котором станет возможен сплав, и тогда пускали плоты. То же самое повторяли затем на новом участке. И так много раз, производя это своеобразное шлюзование. На одной из речек приходилось проводить большие бревна — длиной 20 метров и диаметром 2 метра — через узкое порожистое ущелье, образованное нависшими над потоком скалами. Немало сплавщиков при этом погибло, некоторые стали калеками.
Легенда рассказывает, что монах Робэн, сыгравший большую роль в пропаганде сооружения Тодайдзи и ставший позже настоятелем храма, придя в ущелье, прочитал молитву, благодаря чему скалы рассыпались и сплав бревен был значительно облегчен. Но это легенда. А на самом деле можно лишь догадываться, какого титанического труда стоило людям добиться расширения речного русла.
9 апреля 752 г. при большом стечении народа, в присутствии императорской четы состоялась церемония освящения Большого Будды. Такие церемонии называются кайгэн куё — «служба по случаю открытия глаз», поскольку в ходе церемонии рисуют глаза статуе. Эту миссию в Тодайдзи взял на себя монах Барамон (Бодайсенна), приглашенный специально из далекой Индии, возможно, первый индус, побывавший на японской земле. Свыше 10 тысяч монахов из всех храмов Хэйдзё(кё) читали сутры, исполнялись придворные танцы бугаку, звучала придворная музыка гагаку. Такого торжества императорская столица не видела никогда, ни до, ни после за всю свою 74-летнюю историю.
Однако судьба Большого Будды сложилась непросто. Немало неприятностей претерпел он от неуправляемой стихии, а еще больше — от злой воли людей.
Беды его начались в 855 г., когда во время землетрясения у статуи отвалилась голова. Было еще несколько подобного рода случаев. Но самое страшное ожидало Большого Будду в конце XII в. К этому времени прошло уже почти четыре столетия, как столица была перенесена в Хэйан(Кё) — нынешний Киото. Реальная власть во все большей мере переходила от придворной аристократии к представителям военного сословия — самурайства, среди которых выделялись две основные соперничавшие группировки — Тайра и Минамото.
8 декабря 1180 г. воинство Тайра Сигэхира вторглось в Нара, чтобы проучить местных монахов, которые, как считал Сигэхира, плели нити заговора против дома Тайра. Нападающие встретили сильное сопротивление. Тогда Сигэхира решил сжечь город.
Тодайдзи сгорел дотла. В пламени погибли свыше 1700 человек, пытавшихся найти убежище на втором ярусе Дайбуцудэн. Сотни людей погибли в других храмах, ставших добычей огня. Ко времени, когда с Великим Восточным храмом стряслась беда, произошли большие изменения в отношении японцев к буддизму. Храмы по-прежнему были тесно связаны с государством. По-прежнему богослужения с целью обеспечить защиту трона и процветание государства были их основной функцией. Но вероучение буддизма уже глубоко проникло в гущу народа. Благодаря деятельности амидаистов (приверженцев культа Будды Амиды, владетеля Чистой земли — буддийского рая) буддизм становится подлинно японской религией. Вот почему люди по всей стране остро переживали гибель Тодайдзи, который в их глазах был символом Закона Будды.
Если в середине VIII в. возвести такой громадный храм было возможно, лишь используя принудительный труд десятков тысяч крестьян, отбывавших трудовую повинность, то теперь обстановка существенно изменилась. Тысячи людей были готовы к тому, чтобы внести свою лепту в восстановление храма. Нужен был лишь энтузиаст, который взял бы на себя бремя забот по сбору средств и организации восстановительных работ. Такой человек нашелся. Им был Тёгэн (1121–1206), настоятель храма Дайгодзи, расположенного в окрестностях Хэйан(кё) — тогдашней столицы государства.
Когда Тёгэн приступил к сбору средств на восстановление Тодайдзи, ему уже перевалило за 60 лет — по тем временам это считалось преклонным возрастом. Очевидно, для того, чтобы привлечь к себе внимание возможно большего числа людей, Тёгэн передвигался по стране в необычном экипаже — одноколесной тележке, которую толкали сзади двое слуг. Повсюду он разъяснял людям свой замысел, просил помочь восстановлению храма. Его неустанные труды возымели действие: средства потекли рекой. Люди несли все, что могли: рис, золотой песок, шелковые ткани. Тёгэн не ограничивался лишь сбором средств. Не по годам неутомимый и энергичный, он появлялся повсюду, где шли заготовки стройматериалов. Он лично наблюдал за рубкой леса на территории нынешней префектуры Ямагути на крайнем юго-западе Хонсю, отделенного от Нара сотнями километров. Срубленные бревна в плотах транспортировались по Внутреннему Японскому морю, а затем вверх по речным артериям к месту строительства. Конечно, Тёгэн пользовался поддержкой властей. Сам фактический правитель страны сёгун Минамото-но Ёритомо покровительствовал восстановительным работам. И все же, наверное, в истории Японии это была первая действительно народная стройка, в которой воплотились вера и чаяния массы простых людей.
12 марта 1195 г. в присутствии Минамото-но Ёритомо состоялась церемония открытия восстановленного храма. Несколько десятков тысяч самураев, прибывших специально для этой цели из Камакуры, заполнили город.
370 лет спустя Тодайдзи вновь был разрушен, став на сей раз жертвой кровавых междоусобиц, терзавших Японию в XVI в. 10 октября 1567 г. храм полностью сгорел, подожженный ворвавшимися в город самураями. Случилось так, что погиб лишь храм, а городские кварталы уцелели. В этом жители города увидели свидетельство того, что Большой Будда принял на себя пламя и тем самым спас город. И долго еще возносили они молитвы своему заступнику и покровителю. После гибели Тодайдзи в 1180 г. потребовалось лишь 15 лет, чтобы восстановить храм в его былом величии. После его разрушения в 1567 г. для восстановления потребовалось куда больше времени. Страну по-прежнему сотрясали свары феодалов. К тому же вопрос о восстановлении Тодайдзи стал предметом нечистоплотной политической игры.
В 1588 г. Тоётоми Хидэёси, боровшийся за объединение Японии под своей властью, развернул кампанию по конфискации оружия у населения, получившую в истории название «Охота за мечами». Он преследовал вполне очевидную цель: разоружить крестьян и беспокойных монахов, подавив тем самым возможные очаги сопротивления. Но проводилась эта кампания под предлогом сбора железа для восстановления Тодайдзи. Добившись своей цели, Хидэёси забыл о своем обещании. Он ограничился лишь тем, что повелел соорудить временное строение вокруг полуразрушенного Большого Будды. Спустя двадцать лет эта постройка была сметена мощным тайфуном, сопровождавшимся ливневыми дождями. Ее разрушение молва приписала нечестному поведению Хидэёси, который использовал дорогое всем имя Великого Восточного храма в своих политических интересах. Шли годы. Объединение страны под властью сёгунов из дома Токугава положило конец кровавым междоусобицам, а Тодайдзи все еще лежал в развалинах. Продолжалось так до тех пор, пока не появился подвижник, для которого восстановление храма стало делом всей жизни.
Монах Кокэй (1648–1705), принявший постриг в тринадцатилетнем возрасте, дал обет перед разрушенной статуей Большого Будды, что приложит все силы для того, чтобы возродить Тодайдзи в его былом величии.
В 1709 г. работы по восстановлению Дайбуцудэн были завершены. Строителям так и не удалось возродить Зал Большого Будды в его прежних размерах. Вновь отстроенное здание было 57 метров длиной по фасаду, свыше 50 метров в глубину и около 49 метров в высоту, составляя по своему объему примерно 60% от первоначальной постройки. И тем не менее возрожденный Дайбуцудэн был и остается самым большим деревянным строением в мире, а помещенная в нем статуя — одной из самых крупных скульптурных работ в истории мирового ваяния.
Кокэй не дожил четыре года до окончания строительства. Но в 1692 г. он руководил торжественной церемонией освящения статуи Большого Будды, которую за год до этого восстановил литейщик Яэмон Кунисигэ.
Дайбуцудэн с его массивной двухъярусной четырехскатной крышей под черепичной кровлей впечатляет, с какой бы точки им не любовались: будь то центральные ворота — Тюмон, откуда фасад здания внезапно открывается во всей своей огромности, заполняя все пространство перед взором потрясенного посетителя, или же с противоположной стороны, где его мощный силуэт просматривается в просветах между тянущимися к солнцу длинными тонкими стволами сосен, выросших на месте, где когда-то возвышался молельный зал — кодо, либо из-под крытой галереи, опоясывающей обширную площадку перед залом.
Тодайдзи — это не только Дайбуцудэн и установленный в нем Большой Будда, но также целый ряд других построек со своей историей, оригинальной архитектурой, связанными с ними обрядами.
Сёсоин — единственная в Тодайдзи постройка VIII в., сохранившаяся до наших дней.
Сёсоин расположен позади Дайбуцудэн за высокой оградой в роще криптомерий. Внешне здание не представляет собой ничего примечательного: простая бревенчатая постройка, поднятая на сваях примерно на 3 метра над землей. Однако за этой кажущейся простотой скрываются поражающие нас и сегодня изобретательность и инженерная смекалка строителей той далекой эпохи. Дело в том, что Сёсоин с самого начала сооружался как хранилище художественных ценностей, и вся постройка как нельзя в большей степени отвечает этой функции. Началось все с того, что в 756 г. императрица Кокэн пожертвовала часть своих личных вещей Большому Будде, дабы тот услышал ее молитвы за упокой души ее супруга — императора Сёму. Вот для того, чтобы хранить дары императрицы, и было сооружено несколько бревенчатых построек на сваях, получивших общее название Сёсоин. Задумка строителей была проста, как все подлинно гениальное. Они исходили из того, что в дождливую, влажную погоду бревна будут набухать и расширяться, пропуская внутрь лишь минимум влаги, а в сухую погоду между ними, наоборот, будут образовываться широкие щели, позволяя свежему воздуху свободно циркулировать внутри здания. Задачу борьбы с влажностью преследовал и свайный характер постройки. Такая конструкция превратила Сёсоин в идеальное хранилище, благодаря чему большое количество исторических и культурных ценностей дошло до наших дней практически в первозданном виде. Сёсоин регулярно обогащался новыми дарами. Его коллекция включает большое количество рукописей, предметов буддийского ритуала, музыкальных инструментов, одежды, оружия, произведений прикладного искусства. Здесь немало вещей материкового происхождения, пришедших не только из Китая и Кореи, но и из далеких Индии и Персии. Последние служат вещественным напоминанием о временах, когда эти страны связывал с Восточной Азией Великий Шелковый путь. Многие из них были получены японскими послами в качестве даров от китайских императоров. Коллекция Сёсоин ныне является старейшей музейной коллекцией в мире.
Расположенный на склоне холма в нескольких сотнях метров к востоку от Зала Большого Будды Хоккэдо (Зал лотоса) был построен еще раньше, чем Сёсоин, в 733 г., когда еще не было Тодайдзи, в комплекс которого он был включен позже.
Хоккэдо больше известен под названием Сангацудо — Мартовский зал: ежегодно в марте здесь читается «Сутра Лотоса» — один из основных буддийских текстов. В Сангацудо собрана значительная часть буддийских изображений, сохранившихся в пределах Тодайдзи. Главное из них — более чем 3,5-метровая статуя бодхисаттвы милосердия Фукукэндзяку Каннон, материалом для которой послужил сухой лак. Скульптура производит впечатление не только своими размерами, но и богатым убранством: на груди у нее ожерелье со множеством подвесок, на голове — серебряная корона, украшенная почти 20 тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. Богато оформленная статуя как бы символизирует период наивысшего расцвета Хэйдзё(кё).
По соседству с Сангацудо к отвесной скале прилепилось еще одно строение — Нигацудо. Сооружено оно было в 752 г., то есть в год освящения Большого Будды, но горело неоднократно, и нынешняя постройка датируется 1669 г. Свое название Нигацудо (дословно — Зал второго месяца) получил от проводимого начиная с 752 г. почти ежегодно ритуала, время которого раньше приходилось на второй месяц лунного календаря, а ныне на первые две недели марта.
Этот ритуал, называемый сюниэ, или мидзутори, представляет собой своего рода коллективную исповедь. В течение двух недель ежедневно с полудня до полуночи одиннадцать специально отобранных монахов беспрерывно ходят вокруг алтаря бодхисаттвы милосердия Одиннадцатиликой Каннон (которая, как верят, снимает с человека бремя его прегрешений), все время повторяя ее имя. При этом они не берут в рот ни капли воды. Дабы искупить свои грехи, монахи по очереди падают на колени. 5 и 12 марта, крутясь вокруг алтаря, они в быстром темпе произносят имена почти двух тысяч будд, бодхисаттв и синтоистских божеств, а также называют длинный список прегрешений, которые люди могли совершить в течение года.
Ритуал достигает своего апогея 11 и 12 марта, когда на платформу Нигацудо поднимаются люди с громадными (шесть метров в длину, 40 килограммов весом) пылающими факелами, размахивая ими над собравшейся толпой так, чтобы летящие с факелов искры сыпались на нее, символически сжигая все грехи людей. Этот красочный экзотический ритуал интерпретируется также как церемония сжигания зимы и прихода весны. Поэтому ранним утром священники зачерпывают «первую весеннюю воду» в священном источнике близ Нигацудо. Для жителей Нара завершение сюниэ символизирует приход весны.
|