ТАЯМА Катаи (Рокуя) (1872–1930) — писатель. Родился в Татэбаяси (префектура Гумма), был сыном бедного самурая. Образование, которое получил Катаи, было старомодным; акцент в нем был сделан на классической поэзии — вака и канси. В четырнадцать лет Катаи впервые начал писать прозу на китайском языке и стихи, однако в пятнадцать лет приступил к изучению английского и чтению европейской литературы.
В начале 90-х гг. Катаи писал рассказ за рассказом, но они приносили ничтожный доход, и тогда ему пришлось пойти работать клерком-переписчиком. Рассказы Катаи были неизощренными и несколько сентиментальными, в них он продолжал описывать свой жизненный опыт. Ему, однако, удавалось кое-как сводить концы с концами благодаря тем маленьким гонорарам, которые он получал от публикации своих рассказов. Постепенно Таяма Катаи стал приверженцем натурализма. Натуралистический метод им был провозглашен в статье «Неприукрашенное изображение», а литературные принципы впервые воплощены в произведении «Конец Дзюэмона» (1902) — новелле, ярко и выразительно рисующей несчастную жизнь физически ущербного героя, воспитанного и росшего в нездоровых условиях.
Трагическая и неудачная любовь писателя к своей ученице описана в романе эгобеллетристической направленности «Постель» («Футон», 1908), ставшем шедевром японского эго-романа. Произведение, созданное в жанре натурализма, фактически положило начало этому направлению в японской литературе в XX в.
Постепенный переход писателя на позиции реализма виден в романе «Сельский учитель» (1909), речь в котором идет о судьбе простого и бедного деревенского учителя, не пожелавшего разделить лавры победы японской армии в Китае и умершего от туберкулеза в день победы Японии.
Расцвет творческого мастерства Катаи достиг своего апогея, когда натурализм находился на вершине своего развития. Под конец жизни карьера писателя пошла на спад — его творческий метод оставался натуралистическим, в то время как условия времени требовали новых подходов в литературе.
|