СТРОИТЕЛЬСТВО — один из крупнейших секторов японской экономики. В Министерстве строительства зарегистрировано 550 тыс. крупных, средних и мелких фирм, объединяющих в общей сложности около 6,7 млн. рабочих. Это составляет 10 процентов всей рабочей силы страны.
В значительной степени строительный комплекс завязан на общественные работы. В 1996 финансовом году объем продаж и оказанных строительными фирмами услуг исчислялся в 83,02 трлн. иен. 44,4% из этих средств поступило из общественного сектора. Однако вечно так продолжаться не может. Так, в 1997 финансовом году бюджет отпустил на эти цели 12,6 трлн. иен. А это означает, что государственных заказов на строительные работы впредь будет значительно меньше, что резко ужесточит конкуренцию в этом секторе рынка.
Свой звездный час строители переживали в 80-х гг., когда над страной веял ветерок крутого экономического взлета. Теперь тот период искусственного перегрева экономики называют экономикой «мыльного пузырЯ». Взбадриваемые ажиотажным спросом, хозяева земельных участков вкладывали огромные суммы в недвижимость, строительство новых зданий, промышленных предприятий, инфраструктуру, залезая при этом в долги. В стране насыпались рукотворные острова, пробивались новые подводные туннели, над морем протягивались рекордные (по размеру и по стоимости) мосты... Крупные строительные фирмы из огромного портфеля заказов отбирали лишь самые выгодные и престижные. Стоимость земли достигла заоблачных пределов. Для сравнения можно упомянуть, что в годы «мыльного пузыря» площадь Токийского мегаполиса по стоимости была сопоставима с площадью всех Соединенных Штатов Америки.
Но однажды «пузырь» неожиданно для многих лопнул, цены на землю упали, хозяева участков оказались неплатежеспособными и на бюджетах строительных фирм огромными гирями повисли безнадежные долги.
Строительная индустрия Японии напоминает огромную пирамиду, на верху которой закрепилось несколько десятков крупнейших фирм, опирающихся на большое число субконтракторов, которые, в свою очередь, главенствуют в своих пирамидах из мелких и средних подрядных компаний. Поэтому крушение влиятельной фирмы, как камешек, сорвавшийся с вершины горы, увлекает за собой вниз другие компании, проносясь смертельной лавиной по всей отрасли.
|