СОГА — один из самых могущественных родов эпохи становления японского государства, о нем рассказывает историческая летопись «Нихонги». Род Сога обязан своим происхождением предводителям переселенцев из Китая, находившихся в царстве Ямато фактически на положении рабов — бэ. Об этом свидетельствует полное название рода — Согабэ.
Во времена объединения японских племен
ных союзов (до V в. н. э.) в борьбу за власть вмешались все слои общества Ямато, в том числе и потомки различных родов бэ, при этом Сога получили очевидное преимущество. Они восходили корнями к передовой китайской цивилизации и стояли на гораздо более высокой ступени развития по сравнению со своими главными противниками — потомками варваров-эбису, кланами Отомобэ и Мононобэ. В отличие от своих конкурентов, поклонявшихся языческому культу духов предков — синто и подчинявшихся примитивным законам родового общества, Сога исповедовали передовую религию — буддизм, с которым тогда были тесно связаны все общественные новации.
Род Сога добился в царстве высокого положения, а в IV–V вв. еще более упрочил его, когда при императорах Ритю и Юряку он был допущен к управлению «тремя царскими сокровищами». Сога сохранили за собой эту должность до самого своего конца. Ко второй половине VI в. Сога столкнулись с сильным противодействием со стороны главной военной силы Ямато — рода Мононобэ. Между ними вспыхнула борьба, принявшая особенно ожесточенный характер из-за того, что Сога в силу своего происхождения были ревностными поборниками буддизма, а Мононобэ по тем же причинам — синтоизма. Сога одержали победу, фактически подчинив себе императорский род.
Сога совершенно отчетливо понимали, что, навязав Японии буддизм в качестве государственной религии, они смогут добиться китайской формы правления, когда императором является не «потомок Небес», каким считался в соответствии с синтоистскими мифами император Японии, а всего лишь «праведнейший из земных», как в Китае. Естественно, в качестве самой удачной кандидатуры они видели свой род.
Всю опасность такой ситуации для японской императорской системы хорошо представлял себе принц Сётоку Тайси. Он разработал основные политические предложения по нейтрализации и ассимиляции в стране буддизма. Его дело на практике продолжили принц Накано-Оэи и Накатоми Каматари. Они вступили в заговор против Сога и, сплотив вокруг себя значительные силы, добились успеха. В ходе переворота Тайка (645 г.) все представители Сога были убиты, а их дворец сожжен. История рода Сога закончилась.
|