ПАРТИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
. Первая политическая партия Японии — Айкоку кото (Общество
патриотов) — была создана в 1874 г. Сразу же после появления
она представила правительству декларацию, призывающую создать
представительный законодательный орган.
Первые в стране всеобщие выборы состоялись 16
лет спустя, 1 июля 1890 г., а первая сессия парламента была
созвана 29 ноября того же года. Японский парламент стал
первым национальным законодательным органом в Азии.
В последующие десятилетия происходил рост влияния
политических партий в государственных делах, однако всплеск
милитаризма в период, предшествующий второй мировой войне,
привел к подрыву влияния партий и в конечном счете к их
временному роспуску.
Послевоенная демократизация Японии привела к
возникновению широкого спектра политических партий: нескольких
буржуазных, среди которых главными стали Либеральная и Демократическая,
а также Социалистическая и легализованная теперь Коммунистическая.
В 1955 г. путем слияния двух консервативных
партий была создана Либерально-демократиЧеская партия, которая
до 1993 г. без перерыва являлась правящей партией.
К этому же времени упрочилось влияние Социалистической
партии Японии (СПЯ). Образовалась так называемая «система
1955 года», суть которой заключалась в противостоянии двух
главных субъектов на политической арене, то есть ЛДП и СПЯ.
Последняя оставалась неизменно в оппозиции, причем ее влияние
постепенно сокращалось. Это было вызвано рядом факторов:
расколами в рядах СПЯ, вследствие которых были образованы
Партия демократического социализма (ПДС, 1960 г.) и Социал-демократический
союз (СДС, 1978 г.); постепенным восстановлением парламентской
активности Коммунистической партии Японии (КПЯ); появлением
Комэйто (Партия чистой политики, 1964 г.), созданной по
инициативе буддийской организации Сока гаккай.
Вступление в последнее десятилетие XX в. Япония
встретила кризисом доверия к существующим политическим партиям,
ростом абсентеизма. Недовольство избирателей адресовывалось
в первую очередь правящей партии, либерал-демократам. Стало
очевидным, что долговременное, с 1955 г., единоличное правление
ЛДП привело к тесному сращиванию ее политиков с чиновничьими
и деловыми кругами, создало тепличную атмосферу для распространения
коррупции. Страну буквально шокировали разоблачения многочисленных
фактов взяточничества, к которым оказывались причастными
лидеры фракций, включая тех, кто в разное время побывал
на посту главы правительства. К тому же фракционность мешала
омоложению партии. ЛДП утратила прежний динамизм, у нее
отсутствовала решимость вступить на путь собственного обновления,
стать инициатором и активным проводником реформ, назревших
по мере накопления внутренних социально-экономических проблем
и в связи с переменами международного характера.
Общественное недовольство распространялось также
на оппозиционные партии, прежде всего из-за их неспособности
обеспечить сменяемость власти. Находившиеся в оппозиции
СПЯ, ПДС, небольшой СДС, Комэйто и КПЯ вследствие больших
идейно-политических разногласий не смогли объединить усилия
в противостоянии либерал-демократам. А каждая из них, включая
наиболее влиятельную — Социалистическую, была слишком слаба,
чтобы претендовать на приход к власти в одиночку.
Тем временем в условиях окончания «холодной
войны» в среде главных оппонентов — ЛДП и СПЯ, стоявших
на разных полюсах прежней конфронтации, начала остро ощущаться
необходимость корректировки политического курса и методов
их деятельности с учетом сдвига мировых и внутрияпонских
настроений в сторону конструктивного сотрудничества. В ЛДП
этому мешали консервативные привычки, особенно у политиков
старшего поколения. А в СПЯ начавшийся пересмотр взглядов
по принципиальным проблемам, в частности касающимся способов
обеспечения безопасности Японии, сопровождался жесткими
спорами, шел трудно и медленно. Престиж обеих партий неуклонно
падал.
В обстановке растущего недоверия к существующим
партиям в Японии возродился интерес к давней идее формирования
двух крупных партий, при наличии которых могли бы возникнуть
полноценная политическая конкуренция и реальная возможность
сменяемости партий у руля власти. Начавшись с раскола ЛДП,
«реорганизация политических сил» привела к отстранению этой
партии от власти, образованию новых партий и групп парламентариев,
рождению восьмипартийной правящей коалиции. Именно тогда
концепция формирования двухпартийной системы и стала руководством
к действию. Инициаторами создания второй крупной партии
как конкурента ЛДП в борьбе за власть становятся бывшие
либерал-демократы, организовавшие собственные партии. Перспектива
войти в партию, способную стать правящей, оказалась привлекательной
и для политиков так называемых партий среднего пути — ПДС,
СДС, Комэйто. Одновременно выявилось намерение тех и других
отсечь левые силы от участия в планируемом объединении.
Развитию событий по такому сценарию способствовала «политическая
реформа» — принятие при первом коалиционном правлении группы
законов, касающихся избирательной системы и финансирования
деятельности партий. Эти законы, по существу, поощряли,
стимулировали укрупнение, слияние партий, оставляя силам,
не участвующим в таком процессе, мало шансов на сохранение
их парламентских позиций.
В 1993 г. пришел конец сохранявшейся в течение
38 лет политической «системе 1955 года». Началась и продолжается
до сих пор непрерывная перегруппировка политических сил.
Летом 1993 г. сформировалось семипартийное коалиционное
правительство во главе с лидером Японской новой партии М.
Хосокава, которого в очередном коалиционном правительстве
сменил лидер Партии обновления Ц. Хата. Годом позже возникла
новая, необычная правящая коалиция, в которой стали сотрудничать
прежде непримиримые противники — СПЯ и ЛДП, а также небольшая
Новая партия Сакигакэ. Это правительство возглавил социалист
Т. Мураяма.
В декабре 1994 г. из партий «среднего пути»
и выходцев из ЛДП родилась Партия новых рубежей (ПНР). Ее
образование стало серьезной заявкой на ускоренное продвижение
к формированию двухпартийной системы, притом в варианте,
когда соперничать за власть смогут лишь мало различающиеся
между собой консерваторы и неоконсерваторы, поскольку руководящую
роль в ПНР взяли на себя бывшие либерал-демократы. Естественно,
что такой поворот не мог не обеспокоить прежде всего СПЯ.
В случае дальнейшего упрочения влияния ПНР социалисты оттеснялись
на задворки политической жизни. Вместе с тем настороженность
в отношении перспектив двухпартийной системы испытывали
несравненно более широкие круги японской общественности,
видя в ней существенную угрозу партийному плюрализму как
важному достижению демократии. На этой почве возникла еще
одна концепция политической перестройки, предусматривающая
создание «третьего полюса», «новой партии», объединяющей
широкий спектр политических и общественных течений демократической
и либеральной ориентации. Попытка претворить эту концепцию
в жизнь путем идеологической и организационной трансформации
СПЯ в «либерально-социалистическую партию» успехом не увенчалась.
Ее результатом стало лишь переименование в январе 1996 г.,
СПЯ в Социал-демократическую партию (СДП). Несколько позже,
в сентябре 1996 г,. появилась Демократическая партия, в
которую вошли как либеральные политики из Новой партии Сакигакэ,
так и значительная часть депутатов парламента, покинувших
СДП.
Прошедшие в 1996 г. по новой избирательной системе
выборы палаты представителей улучшили положение ЛДП в парламенте,
ее лидеры вновь возглавили кабинет министров. СДП потерпела
сокрушительное поражение, а вновь созданная Демократическая
партия закрепилась по представленности в парламенте на третьем,
после ЛДП и ПНР, месте. В дальнейшем выявилась нежизненность
ПНР как конгломерата парламентариев разной политической
ориентации. Эта партия в декабре 1997 г. развалилась. Большая
часть ее политиков в конце концов влилась в 1998 г. в Демократическую
партию, следствием чего стало ее превращение в главную силу
оппозиции, резкое усиление в ее руководстве позиций консерваторов,
в свое время покинувших ЛДП. Еще одна часть депутатов парламента
развалившейся ПНР воссоздала в ноябре 1998 г. Комэйто. Наконец,
правое крыло ПНР, парламентарии с неолиберальными взглядами,
образовали Либеральную партию.
В конце 90-х гг. некоторое преимущество в парламенте
остается за либерал-демократами. Но они, не сумев восстановить
желаемого большинства, вынуждены искать сотрудничества с
другими партиями. И поэтому учрежденное в 1998 г. единоличное
правительство ЛДП было в 1999 г. последовательно реорганизовано
в правительство коалиционное, сначала в союзе с Либеральной
партией, а к осени того же года и с Комэйто.
Перестройка японских политических сил, в стороне
от которой остались только коммунисты, будет, вероятно,
иметь дальнейшее продолжение. До сих пор главными ее действующими
лицами были депутаты парламента. Быстротечное появление
новых, роспуск старых партий, разъединения и слияния до
сих пор проходили преимущественно в форме перетасовки парламентских
фракций, когда мнением рядовых членов партий мало интересовались,
а поведение самих парламентариев чаще всего определялось
не их мировоззрением и политическими убеждениями, а возможностями
повысить шансы на участие в политических играх. Не случайно
одним из последствий произошедших перемен стала значительная
нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем.
Эти две характерные черты нынешней политической перестройки
не способствуют рассеиванию недоверия избирателей к партиям
и являются причиной сохраняющегося пассивного отношения
многих японцев к парламентским выборам.
К началу ХХ1 в. в политической жизни Японии
заметную роль играют шесть крупных политических партий:
Либерально-демократическая партия, Демократическая партия,
Комэйто, Либеральная партия, Коммунистическая партия Японии
и Социал-демократическая партия.
|