МАЛЬЧИКОВ ПРАЗДНИК (Танго-но сэкку) — традиционный праздник, отмечаемый пятого числа пятого месяца.
В первые дни мая японские дома, где живут мальчики, «расцветают» яркими матерчатыми стягами в виде надувных карпов, олицетворяющих для японцев силу и упорство. Подобный обычай существует в Японии около трехсот лет.
Разноцветные карпы над крышей, пучки зеленых листьев ириса у входа, церемониальные куклы, изображающие воинов, и игрушечное оружие в доме — все это непременные компоненты Праздника мальчиков.
Истоки этого праздника относятся к первым векам нашей эры, когда он был обрядовым действом, связанным с наступлением весны, началом полевых работ, просьбой о благополучии общины. Со временем он вобрал в себя синтоистские идеи очищения, культа предков, продолжения рода. В Празднике мальчиков имело место поклонение духам растений, трав и деревьев, что было связано с молением о здоровье, даровании мужской жизненной силы, процветании рода. Связанный с культом императора, этот праздник в древней Японии носил характер праздничной церемонии, был одним из ритуалов императорского двора, где главная роль отводилась самому императору, который, согласно письменным источникам, собирал в этот день вместе с придворными лекарственные травы.
В эпоху Хэйан
(VIII–XII вв.) Танго-но сэкку приобретает характер военно-спортивного
праздника. В кульминационный момент церемонии император
посещал зал военных искусств и наблюдал за воинами, показывающими
свое мастерство в стрельбе
из лука, в сражениях
на мечах, в борьбе сумо.
В последующий период Праздник мальчиков распространяется
в самурайских семьях, которые усилили его воинский дух.
В мальчиках видели будущих воинов, сильных духом, физически
крепких людей. Многие детали убранства дома символизировали
сильную и энергичную натуру мужчин. Так, в XIV в. вошли
в практику игрушечные самурайские шлемы, а также (начиная
с XVII в.) подлинные знамена, вымпелы, алебарды, декорирующие
вход.
Дальнейшее развитие праздника было связано с
последующей демократизацией общества в период Эдо
(1600–1868), когда упрочились позиции третьего сословия,
сложилась новая городская культура. Его отмечают теперь
не только аристократы
и самураи,
но и большая часть горожан, праздник приобретает семейный
характер. Вырабатывается порядок его проведения, основные
компоненты. Куклы
становятся важнейшим элементом действа.
Согласно традиции, набор «тогацу нингё» (кукол для Танго-но сэкку) размещали на двух-трех полках, покрытых зеленым сукном. На верхнюю полку ставили миниатюрный шлем и доспехи, а также устанавливали шесты с флагами, на которых можно было увидеть герб семьи или клана. На средней полке были мечи, барабаны, веера, бутыли сакэ, рисовые клецки «тимаки», завернутые в бамбуковые листья. По краям размещали две вазы с ирисами. Куклы обычно занимали нижнюю часть стенда, среди них непременно показывали молодого воина, иногда ребенка, готовящегося к первой битве, борца с демонами, юного богатыря. В подборе остальных кукол допускались вариации в соответствии со вкусом и фантазией родителей. Из животных на стенд обычно ставили фигурки тигра и белой лошади, которые могли принести мальчику силу и бесстрашие.
В Танго-но сэкку принимали участие мальчики до 15 лет. Вечером они собирались с родителями у стенда, чтобы рассмотреть кукол, подержать в руках шлем, доспехи, послушать историю каждого персонажа. Приобщая детей к мифологии богов и героев, родители воздействовали на характер мальчиков, передавали из поколения в поколение традиции японского воинства.
Этот любимый японцами традиционный праздник сохранился почти неизменным до наших дней. В настоящее время 5 мая в японском календаре — официальный Праздник детей.
|