МИСИМА Юкио (1925–1970)
— писатель. Настоящее имя — Хираока Кимитакэ. С ранних лет
Мисима увлекся японской и западной классической литературой
декадентской и романтической направленности — Танидзаки
Дзюнъитиро, Мори Огаи, Оскар Уайльд, Рильке и другие.
Мисима учился в привилегированном учебном заведении Гакусюин (Школа пэров), и первая проба пера (новелла «Лес в полном цвету», в которой формируется идейно-эстетический принцип писателя — триумф красоты, тесно переплетающийся с глубоким гомосексуальным и эротическим чувствами) относится к тому периоду.
Получив по окончании Токийского государственного университета диплом юриста, по специальности Мисима работал менее года, после чего всецело посвятил себя литературной деятельности. Роман «Исповедь маски» (1947) — произведение эгобеллетристического жанра, в котором проявляются гомосексуальные наклонности писателя. Роман «Жажда любви» (1950) — выражение фантазий и размышлений автора на тему красивой смерти. Роман «Запретные цветы» (1951) повествует о похождениях гомосексуалиста, что стало результатом посещения писателем баров для трансвеститов. В те же годы Мисима создает ряд пьес для современного театра Но.
С 1955 г. Мисима начинает увлекаться национальными видами боевых искусств — кэндо, каратэ, а также популярными в то время боди-билдингом и боксом. В 1956 г. выходит роман «Золотой храм», в котором на примере реального случая — пожара исторического памятника архитектуры (буддийского храма в Киото) — все больше разрабатывается и оттачивается теория прекрасного и его права на существование в этом порочном и коррумпированном мире.
В романе «Дом Кёко» (1958) вырисовывается «философия действия», перекликающаяся с концепцией красивой смерти. Повесть «Патриотизм» (1960) — дальнейшее развитие взглядов писателя на активное действие — низвержение неправильных и ложных устоев японского общества (в видении Мисима), появление которых было вызвано проникновением западной цивилизации, и восстановление власти императора, основанной на канонах синтоизма. Впоследствии по книге был снят тридцатиминутный фильм, главную роль в котором сыграл сам писатель, на экране совершивший харакири.
Со второй половины 60-х гг. Мисима приступает к созданию тетралогии под общим названием «Море плодородия» («Весенний снег», «Скакуны», «Храм рассвета», «Падший ангел»), в которой находит свое воплощение дальнейшее выражение идей патриотизма и национализма.
Мисима Юкио был не только писателем, но и общественным деятелем, и политиком, стоящим на правых позициях. В 1967 г. он создал Общество щита — организацию единомышленников, которая провела несколько военных тренировок на базе сил самообороны. К тому же времени относится оживление публицистической деятельности писателя, например эссе «Эти семнадцать лет без войны», в котором Мисима с ностальгией вспоминает военное время.
Мисима Юкио в ноябре 1970 г. после неудавшегося государственного переворота совершил харакири.
Мисима — писатель, который по количеству переводов своих произведений на западные языки оспаривает первое-второе место с Акутагава Рюноскэ. Выдвигался в кандидаты на соискание Нобелевской премии. На русский язык переведены романы «Золотой храм», «Исповедь маски», повесть «Патриотизм», пьесы «Мой друг Гитлер», «Маркиза де Сад» и несколько новелл и рассказов.
|