МАКУРА-НО СОСИ («Записки у изголовья») —
одно из наиболее известных произведений хэйанской прозы.
Автор «Записок» — придворная дама Сэй
Сёнагон. Именно «Макура-но соси» положило начало новому
жанру в японской литературе — жанру дзуйхицу (эссе).
Дзуйхицу подразумевал создание записок, «не предназначенных для чужих глаз», а потому дающих возможность, не боясь упреков и косых взглядов, описывать все, что угодно: дворцовые торжества и работающих в поле крестьян, великолепие императрицы и ссору с начальником стражи. Жанр дзуйхицу не требовал соблюдения сюжетной канвы, наоборот, произведение было соткано из множества больших и маленьких главок (данов), совершенно друг с другом не связанных, каждая из которых была посвящена какому-нибудь одному предмету: эпизоду из дворцовой жизни, явлению природы, характерам и привычкам. В «Записках у изголовья» таких главок — 306. Некоторые из них имеют названия: «То, что приятно», «То, что страшно», «То, о чем сожалеешь», «Птицы», «Море» и т.д.
Современников Сэй Сёнагон поражало ее умение соединять, казалось
бы, несовместимые вещи. В этом и заключалась попытка Сэй
Сёнагон показать жизнь во всех ее проявлениях. «Частая смена
планов, чередование высокого и низкого создает ощущение
полноты жизни и достоверности изображения», — писала в предисловии
к «Запискам» В.
Н. Маркова, автор полного перевода этого произведения
на русский язык.
|