МИДЗОГУТИ Кэндзи (1898–1956) — кинорежиссер. Поставил более 80 фильмов. В кино с 1920 г. Дебютировал фильмом «День, когда возвращается любовь» (1922). Первый успех принесли экранизации западной литературы: «813» и «Порт в тумане» (1923). В фильмах «Весенний шепот бумажной куклы», «Безумная страсть учительницы» (1926) обратился к социальным мотивам. Создал также социально-проблемные фильмы «Токийский марш», «Симфония города» (1929), «Родина» (1939). Главная тема творчества Мидзогути — столкновение традиционного быта и мировоззрения с современностью, в центре его фильмов — женщина, ее судьба. Суровый реализм в изображении женских судеб присущ фильмам Мидзогути «Элегия Нанива» и «Гионские сестры» (1936) — по сценариям Ё. Еды, его постоянного соавтора. Оба фильма считаются шедеврами довоенного японского кино. В послевоенные годы окончательно сложилась режиссерская манера Мидзогути. В фильмах преобладают долгие общие планы, снятые с одной точки. Принцип «Одна сцена — один план» стал определяющим в его искусстве и оказал влияние на стилистику японского фильма. В 50-е гг. поставил фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кино: «Женщина Сайкаку» (1952), «Луна в тумане» (1953, известен как «Угэцу-моногатари»), «Управляющий Сансё», «Повесть Тикамацу» (1954), «Ёкихи» (1955, первая работа в цвете) и другие. Последний фильм — «Район красных фонарей» (1956) — ироничная вариация на тему женской любви.
|