КИТАЙСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (после
1945 г. — Китайская Чаньчуньская ж/д, с 1953 г. — Харбинская
ж/д) — железнодорожная магистраль в Северо-Восточном Китае,
протянувшаяся от станции Маньчжурия до станции Далянь (Дальний)
с ответвлениями на Бэньси, Фушунь, Инкоу, Чэнцзэтун и Люйшунь
(Порт-Артур).
Дорога характеризуется высокой степенью инженерной сложности,
имеет множество искусственных сооружений и активно используется
по сей день.
Дорога, имеющая протяженность свыше 2500 км и стоившая 375 млн.
золотых рублей, была проложена Россией в 1897–1903 гг. для
обеспечения выхода России к Японскому морю и усиления русского
влияния в Китае. Строительству дороги предшествовали важные
исторические события, а именно Японо-китайская
война, закончившаяся в 1895 г. поражением Китая, после
чего Япония включила в сферу своего влияния заметную часть
Восточного Китая. Россия, добившись в союзе с другими странами
уступки части территории Китая себе, немедленно приступила
к постройке КВЖД, рассчитывая использовать магистраль в
стратегических военных целях и перехватить у Японии инициативу
в этом вопросе.
Во время русско-японской
войны 1904–1905 гг. по КВЖД шло снабжение русской армии,
воюющей в Маньчжурии. После поражения России южная ветка
дороги — от Чаньчуня до Дальнего — отошла к Японии по Портсмутскому
договору 1905 г. и использовалась победившей стороной
в тех же целях, для которых ее строила Россия. Часть магистрали,
ставшая японской, получила название Южно-Маньчжурской железной
дороги (ЮМЖД).
В 1918 г. вся КВЖД оказалась под контролем японских войск, а формальный
надзор за ней осуществлялся Межсоюзным комитетом, в который
помимо Японии вошли США, Англия и Франция. Вопрос о принадлежности
КВЖД стал поводом для острых разногласий между ними на состоявшейся
в 1921–1922 гг. Вашингтонской
конференции.
В мае 1924 г. после окончательной победы Советской власти на Дальнем Востоке России и вывода оттуда японских войск в Пекине было подписано советско-китайское соглашение. В соответствии с ним дорога рассматривалась как чисто коммерческая организация, находящаяся в совместном управлении СССР и Китая.
Уже в следующем году китайские власти, находящиеся под сильным влиянием
японской армии, начали нарушать некоторые положения этого
договора, а летом и осенью 1929 г. совершили несколько провокаций,
приведших к военному конфликту. После военной экспедиции
Красной Армии конфликт вокруг КВЖД на время прекратился,
но после создания в 1932 г. прояпонского государства Маньчжоу-го
возобновился с новой силой.
Советский Союз понял, что не сможет далее контролировать стратегическую магистраль, проходящую на значительном удалении от его границ по территории государства, отношения с которым далеки от идеальных. В 1935 г. СССР продал КВЖД властям Маньчжоу-го за небольшую по тем временам сумму — 140 млн. иен.
Все последующие годы японские вооруженные силы использовали дорогу для обеспечения нужд своих войск, в первую очередь Квантунской армии. КВЖД сыграла большую роль в военных действиях Японии в Северо-Восточном Китае. Особенно большое (и не только транспортное) значение имела для японцев ЮМЖД, при управлении которой была создана сеть фирм, под коммерческим прикрытием которых работали различные японские военные и разведывательные организации.
В 1945 г. после поражения Японии КВЖД и ЮМЖД вновь были объединены в одну дорогу, названную Китайской Чаньчуньской (КЧЖД), а в 1950 г. вся дорога была безвозмездно передана Китаю со всем имуществом.
|