Знакомства Знакомства Чистая почта Чистая почта Автоновости Автоновости Словари Словари Все проекты

 


Новости Статьи Фотоальбом Словарь разработка фирменного стиля защита картера

Кабинет министров
Кабуки
Кабуто
Кавабата Ясунари
Кавасаки
Кавасаки Хэви Индастриз
Кагава
Кагосима (префектура)
Кагосима (город)
Кагура
Кадомацу
Кайко Такэси
Кайкэй
Каирская декларация
Кайфу Тосики
Какиномото
Како Такаси
Какэмоно
Календарь
Каллиграфия
Камакура (город)
Камакура (ист. период)
Камакура Мацури
Ками
Камикадзэ
Камо Мабути
Кампай
Канагава
Канагаки Робун
Канадзава
Канадзаки Такэнори
Канда
Кан Наото
Кано
Кано Эйтоку
Кансай
Канто (землетрясение)
Канто
Канэбо
Канэко Мицухара
Канэмацу
Као
Капитуляция Японии
Каппа
Караокэ
Каратэ
Касио
Касио Тадао
Касуга Тайся
Касумигасэки
Катакана
Катаяма Сэн
Катаяма Тэцу
Като Такааки
Като Томосабуро
Кацукава Сюнсё
Кацура Рикю
Кацура Таро
Кацусига Хокусай
Качество жизни
Кая Окинори
Квантунская армия
КДД
Кёгэн
Керамика
Кёсэра
Кидо Коити
Кидо Такаёси
Киёвара Фукаябу
Киёмидзудэра
Киёнага
Киёнобу
Киёура Кэйго
Кикукава Эйдзан
Кикути Кан
Кимоно
Кимура Хэйтаро
Кинкакудзи
Кинки
Кино
Киносита Дзюндзи
Ки-но Цураюки
Киодо Цусин
Киото (префектура)
Киото (город)
Кирисима
Киси Нобусукэ
Кисэн
Китайская Восточная железная дорога
Китагава Утамаро
Китакюсю
Китамура Тококу
Китао Сигэмаса
Китахара Хакусю
Кобаяси Исса
Кобаяси Такидзи
Кобе
Кобори Энсю
Когай
Кода Рохан
Кодзики
Кодо
Козыревский И.П.
Койсо Куниаки
Кокинсю
Кокэй
Комацу
Коника
Коноэ Фумимаро
Конрад Н.И.
Конституция Мэйдзи
Конституция Японии
Корейско-Японские отношения
Корин
Космо Ойл
Котацу
Коти (префектура)
Коти (город)
Кото
Котоку Сюсуй
Кофу
Кофукудзи
Кофун
Крестовский В.В.
Крымское соглашение
Ксавье Франциск
Кукай
Куклы
Кулинария
Культура и бизнес
Кумамото (префектура)
Кумамото (город)
Куникида Доппо
Курацукури
Курихара Комаки
Курода Киётака
Куропаткин А.Н.
Куросава Акира
Кусиро Сицугэн
Кусуноки Масасигэ
Кэгон
Кэйдайрэн
Кэндо
Кэнон
Кюдо
Кюсю


Глоссарий » К » Кино

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КИНО как вид искусства появилось в Японии, Европе и Америке практически одновременно — в конце прошлого столетия. С «движущимися фотографиями» (кацудо сясин) японцы впервые познакомились в 1896 г., а в 1899-м уже делали фильмы сами. В 1900 г. появились первые хроникальные ленты. В 1903-м в Токио открылся первый стационарный кинотеатр, в 1908-м — первая киностудия.

Развитие японского кинематографа вначале шло в двух направлениях: гэндайгэки — фильмы о современности, их ставили обычно в Токио. В древней же столице Киото предпочитали дзидайгэки — ленты на материале исторических легенд и фольклора. Во многом кино развивалось под влиянием театра: как и в традиционном Кабуки, женские роли исполняли мужчины — оннагата. Театральными были и манера игры актеров, и костюмы, и декорации. До появления звукового кино показ фильмов сопровождал бэнси — живой исполнитель, сидевший рядом с экраном и пояснявший, что происходит на экране.

Режиссер Макино Сёдзо (1878–1929), один из родоначальников японского кино, стал постепенно исключать театральные элементы из своих костюмных драм и сосредоточился в основном на историях из детской и подростковой литературы, а также на экранизации произведений, относящихся к древнему японскому жанру устного рассказа — кодан. Он привел на экран и первую звезду японского кино — М. Оноэ, явился создателем особого жанра — динамичного фехтовального фильма кэнгэки.

В 1912 г. все мелкие компании объединились в компанию «Нихон кацудосясин» («Никкацу»). Молодые, энергичные, полные творческих амбиций режиссеры еще более стремительно стали отходить от «театральщины», настаивали на замене комментатора бэнси пояснительными титрами (речь идет о тогда еще Великом немом). Они вводили в свои картины актрис и вообще стремились к большей реалистичности исполнительской манеры. Тогда же возникло новое название кино — эйга. Постепенно главным художественным направлением в кино становился реализм — экран превращался в своеобразное зеркало жизни. Во многом появлению таких «жизненных» лент способствовало основание в 1920 г. компании «Сётику», где началась плодотворная творческая жизнь таких режиссеров раннего японского кино, как Г. Котани, К. Усихара, Я. Симадзу, Д. Ито.

Землетрясение 1923 г. в Токио привело к тому, что временно основное производство фильмов сосредоточилось в Киото, а стало быть, подлинный расцвет настал для любимых здесь жанров — дзидайгэки и кэнгэки, в них заявили о себе талантливые актеры Ц. Бандо, Д. Окоти, Р. Цукигата и другие.

«Сётику» между тем продолжала свою линию и ставила картины о жизни, быте и нравах рядовых японцев, в основном горожан — сёсимингэки, а также о женщинах — дзёсэйэйга. Тогда же выдвинулся ряд кинематографистов, впоследствии долго и успешно работавших над фильмами о современности — Х. Госё, Я. Одзу, К. Усихара и другие. На других студиях в этих жанрах были сняты имевшие большой зрительский успех комедии Ю. Або, фильмы М. Мураты. Интересными поисками новых форм были отмечены ленты К. Мидзогути и Т. Кунигаса.

Плодотворными и насыщенными в японском кинематографе были годы 30-е. К этому времени на экране окончательно утвердился звук, по примеру Голливуда появилась система продюсеров, сложилась творческая манера ведущих режиссеров и актеров.

В 1937 г. была создана кинокомпания «Тохо», развивавшая музыкальное и комедийное кино с помощью талантливых режиссеров

К. Ямамото и Т. Сайто. Эти времена были непростыми в истории страны: росли милитаристские настроения, и часть кинопромышленников поддерживала активную подготовку Японии к войне. Но именно в те годы благодаря творчеству Я. Одзу, Х. Госё, Я. Симадзу расцвел демократический жанр сёсимингэки. Другие режиссеры успешно экранизировали современную национальную литературу, да и исторические фильмы освободились от помпезности и на материале из прошлого реально показывали жизнь народа: их героями были не исключительные личности, а обычные сильные духом люди. Заметным явлением стали фильмы режиссера К. Мидзогути. В те же годы были созданы интереснейшие ленты Одзу Ясудзиро, одного из великих режиссеров, которому и ныне поклоняются как богу кино: «Родиться-то я родился…» (1932), «Соблазн» (1933), «Женщина из Токио» (1933), «Повесть о плакучих травах» (1934). Придававший большое значение технике съемки, он творил свой особый изысканно-стильный мир, не очень-то заботясь о том, чтобы угодить духу времени. Незамысловатые комедии и драмы из жизни горожан, запечатленные рукой мастера, трогали зрителей своей сердечностью, вниманием к чувствам простых людей, каждый находил в героях Одзу что-то глубоко личное. Одзу дал путевку в большой кинематограф талантливым актерам и актрисам, которые стали любимцами публики. Во многих фильмах этого мастера снималась Окада Ёсико, которую часто называют японской Любовью Орловой.

Конечно, у каждого кинорежиссера были свой стиль, своя манера съемок, свои подходы к действительности и ее отражению на экране. И тем не менее можно говорить о том, что в 30-е гг. сложились основные черты своеобразия всего японского кино, которые и сегодня отличают национальный кинематограф страны. Японским лентам свойственны некоторая замедленность действия и созерцательность, неторопливый монтаж общих и средних планов, повторяемость сюжетов и героев, но главное — лаконизм и простота, столь свойственные вообще художественной культуре Японии.

В середине 30-х гг. в связи с милитаризацией страны активизировалась цензура, шовинистическая пропаганда проникла в кино, что было закреплено в «Законе о кино» 1939 г. Производство игровых фильмов сосредоточилось в «Сётику», «Тохо», «Дайэй» (основана в 1942 г.), причем прогрессивные мастера старались уходить от тем современности. Война дала толчок бурному развитию документального кино, одним из самых значительных в этом жанре стал фильм «Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага» режиссера К. Ямамото.

И после второй мировой войны, во времена американской оккупации, первой стала возрождаться именно кинодокументалистика. Примечательно, что лента А. Ивасаки и Р. Кано «Результаты взрыва атомной бомбы» была конфискована американцами и возвращена Японии лишь в конце 60-х гг.

В 1948 г. полугодовая забастовка на студии «Тохо» закончилась увольнением прогрессивных кинематографистов, которые в начале 50-х организовали небольшие независимые компании, свой собственный прокат. С «независимыми» работали режиссеры С. Ямамото, К. Синдо, Т. Имаи и другие, чьи картины тяготели к документализму и привлекали правдой жизни, простотой и доходчивостью формы, обращением к социальным проблемам. К сожалению, через несколько лет деятельность «независимых» стала угасать: они не смогли выдержать конкуренции с «большой шестеркой» — «Сётику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй», «Никкацу» и «Синтохо» (последняя обанкротилась в 1961-м, и сейчас ведущие кинокомпании в Японии величают «большой пятеркой»).

Золотым веком японского кино называют 50-е гг., когда страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов. В 1958 г. вышло 504 картины, а число зрителей, точнее кинопосещений, составило почти 1,2 млрд. Возможно, это тот случай, когда количество перешло в качество, ибо и художественный уровень большинства лент того периода во многом остался непревзойденным и поныне. Любопытно, что когда в 1989 г. ведущий в области кинокритики журнал «Кинэма Дзюмпо» провел опрос среди писателей, артистов, работников киноиндустрии с целью определения лучших японских фильмов всех времен, в список шедевров, содержащий 26 картин, вошли 12 лент, созданных именно в 50-е гг. Среди них были отмеченные национальным и международным признанием картины «Токийская повесть» Ясудзиро Одзу и «Угэцу» Кэндзи Мидзогути. Возглавил же почетный список знаменитый фильм «Семь самураев» А. Куросавы с блистательным Мифунэ Тосиро в главной роли. Можно сказать, что мировой кинозритель узнал и полюбил японское кино именно благодаря Куросаве, триумф которого начался в Венеции в 1950-м: фильм «Расёмон» завоевал тогда «Золотого льва» на престижном международном киноконкурсе.

Разумеется, не один только Куросава своими фильмами способствовал расцвету национального кинематографа в 50-е гг. Впервые зазвучала в кино тема «потерянного поколения» — в фильмах Т. Фурукава и К. Итикава. Появились ленты о жизни молодых, острые политические картины, большую популярность завоевали мелодрамы, истории из жизни трудового люда. На актерском небосклоне засверкали имена Ю. Исихара, К. Ацуми, К. Курихара, С. Ёсинага и других талантливых исполнителей, любимцев публики.

С некоторыми фильмами той поры за время их существования произошли любопытные трансформации. Так, выпущенный в 1954 г. фильм «Годзилла» режиссера Итиро Хондо, задуманный как предостережение беспечному человечеству об угрозе термоядерной катастрофы, имел грандиозный успех и в дальнейшем породил длиннющую вереницу фильмов об этом монстре, обитающем в глубинах океана. В Японии есть даже фан-клубы поклонников Годзиллы, а ленты о приключениях и нашествиях этого чудовища поражают многообразием технических приемов, высочайшим качеством съемок и бурной фантазией авторов. Дело кончилось тем, что к теме Годзиллы обратился даже Голливуд, создавший собственного Годзиллу, и споры, чей монстр лучше, не утихают до сих пор. Некоторыми аналогичными фильмами японцы создали определенную мировую моду. С легкой руки создателей «Легенды о динозавре» возник необыкновенный всплеск интереса к этому доисторическому пресмыкающемуся. Динозаврики перекочевали на футболки и шапочки, и не только детей, но и взрослых, стали предметом всевозможных игр и развлечений.

Сериал «Трудно быть мужчиной» режиссера Ямада Ёдзи, первый фильм которого был снят в 1969 г., можно назвать самым «долгоиграющим» в мире. Героя картины, забавного неудачника-коробейника и путешественника Тора-сан, постоянно возвращающегося в родной токийский квартал к родным и соседям, чтобы «зализать раны», кинозрители в Японии настолько близко приняли к сердцу, что потребовали дальнейшего продолжения его странствий и приключений. Создано уже более сорока фильмов, выпускаемых с тех пор ежегодно (а то и по два в год), каждый из которых собирал у киноэкранов примерно 2 млн. зрителей — цифра огромная для нынешних времен. Феномен популярности Тора-сан изучают критики и психологи, сходясь во мнении, что в первую очередь это ностальгия людей по времени, когда соседи и родственники жили не столь разобщенно, как теперь. Да, материально-то стало много лучше, но теплота и непосредственность человеческих отношений неизбежно исчезает. Вот и получилось, что чудаковатый, но внутренне свободный Тора-сан стал в стране символом человеческого тепла и доброжелательности. Интересно, что этот экранный герой как бы приобрел черты реально существующего лица. Один репортер даже опубликовал «интервью» с Тора-сан, а токийский район Сибамата, малая родина героя, превратился в место паломничества экскурсантов.

Интересным явлением в кинематографе Японии и нашей страны отмечены 70-е гг., когда было создано несколько совместных лент. Такой шедевр, как «Дерсу Узала» с Юрием Соломиным в главной роли, во многом своим успехом обязан прикосновению Маэстро — Акиры Куросавы. Но и другие картины — «Москва —любовь моя», «Шаг» Александра Митты, «Мелодии белой ночи» Сергея Соловьева — были с интересом встречены в обеих странах. Кто-то считал эти ленты конъюнктурными, но не надо забывать, что они создавались в годы, когда весь мир был охвачен антисоветской волной, и эти картины, трогательные, лиричные, волнующие, построенные отчасти на документальной основе и рассказывающие о дружеских и теплых чувствах русских и японцев, вносили свою лепту в налаживание добрососедских, человеческих связей между народами наших стран.

Кризис кино, начавшийся не только в Японии, но и во всем мире из-за наступления «голубого экрана» — ТВ и видео, привел к тому, что резко упало количество производимых картин, возникли проблемы проката, а самое главное — заметно снизился художественный уровень большинства фильмов. На потребу публике появились во множестве фильмы о якудза — японской мафии, дешевые эротические поделки на грани порнографии. В прокате значительно увеличилась доля зарубежного кино, особенно американского: в 1994 г., например, в Японии было показано 553 картины, из них 251 — японская и 180 — американских. Катастрофически снижалось число зрителей в кинотеатрах: от 150 млн. в 70-х до 123 млн. в 90-х.

Но японское кино, несколько сдав свои позиции, продолжало «выживать». Новый импульс получило движение «независимых» — молодых режиссеров Т. Морикава, А. Такэда, С. Кояма. Ставка делалась на неослабевающий интерес к мелодраме, фильмам о женских судьбах, на динамичные молодежные картины, стали ставить богатые постановочные ленты, обратились к римейкам — повторным экранизациям фильмов прошлых лет. Талантливые новички Ё. Морита, Д. Итами, К. Огури исследовали в своих работах главным образом насущные современные проблемы. Больших успехов добились японские кинодокументалисты, мастера научно-популярного кино. Такие ленты, талантливо и технически великолепно снятые вездесущими, кажется, японцами, завоевали признание у зрителей многих стран мира. Развивается мультипликационное кино, появившееся еще в 20-е гг. Японские полнометражные «мультики» сейчас, пожалуй, самые популярные во всем мире. Во многом своим высоким творческим уровнем и известностью они обязаны выдающемуся мастеру Тэдзука Осаму, которого часто называют японским Диснеем.

Поскольку золотой век японского кино миновал, киноиндустрии, чтобы идти в ногу со временем, пришлось прибегнуть к всевозможным ухищрениям. Изменилась структура проката — исчезли огромные кинозалы, в которых показывались одни и те же фильмы по соседству и одновременно. На смену им пришли маленькие, уютные залы на 100–300 зрителей. Поскольку трудно было справиться с конкуренцией видеофильмов, не всегда отличающихся хорошим вкусом, прокатчики сконцентрировали свое внимание на показе качественных фильмов, которые не были выгодны большим кинотеатрам и не имели широкого распространения в видеопрокате.

Начиная с 80-х гг. большое развитие получила практика организации нескольких международных кинофестивалей в Японии, среди которых крупнейший — ежегодный Токийский международный фестиваль, впервые состоявшийся в 1985 г. Он очень популярен, поскольку дает возможность любителям кино увидеть лучшие ленты со всего мира, что не всегда можно сделать вне фестиваля. Не только Токио и большие города увлеклись такого рода мероприятиями: в префектуре Оита, например, на фестивале «Юфуин» ежегодно показывают новые работы современных японских режиссеров.

В Японии, как и повсюду в мире, множество фильмов сейчас ставится специально для телевидения. Эта тенденция, как считают многие поклонники кино, осложняет положение нового поколения режиссеров, имеющих свои уникальные идеи и видение. Многие молодые и талантливые кинематографисты испытывают серьезные трудности с добыванием средств для осуществления своих творческих планов, немногим удается найти желаемую сумму.

Между тем интерес к лучшим произведениям японского кинематографа не угасает, и отрадное свидетельство тому было получено в июле 1999 г., когда на ХХI Московском международном кинофестивале «Гран-при» получил фильм патриарха японского кино Канэто Синдо «Жажда жизни».

Акиро Куросава "Семь самураев". 1954 г.

 

 


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Rambler's Top100
http://www.dodi.ru/glossary/ru/k/k80/   ·  Программирование Logic Systems
По вопросам рекламы обращаться: adv_2006@bk.ru