КИКУТИ Кан (1888–1948) — писатель, сценарист,
издатель. Настоящее имя Кикути Хироси. Родился в Такамацу
в семье небогатого школьного канцеляриста. Окончив среднюю
школу, он поступил в Токийское педучилище, откуда, правда,
вскоре был исключен. Кикути Кан примыкает к журналу «Синситё».
Его сотоварищами становятся Акутагава
Рюноскэ и другие представители неореализма. С перерывами
он учился в разных учебных заведениях, а также в университетах
Мэйдзи и Васэда, но по-прежнему главным источником получения
знаний для него было самообразование. Последним местом учебы
был Киотоский университет, который он оканчивает в 1916
г.
Известность к Кикути Кану приходит в 1918 г., когда он опубликовал «Дневник безвестного литератора» и «Летопись подвига князя Таданао». Однако еще раньше вышли в свет новеллы «Спасительница утопленников» (1916), «Осмеяние мертвых» (1918), «Поручик Жерар» (1918), пьеса «Возвращение отца» (1917).
Творчество Кикути Кана принято делить на два периода — произведения в жанре «чистой» литературы и произведения в жанре «массовой» литературы.
Для первого периода творчества писателя характерна критика догматов феодальной морали. Этим, вероятно, может объясняться неоднократное обращение писателя к темам кровной мести и самоубийства.
Часть «просветительских» новелл Кикути, написанных в первый период
творчества, близка по характеру к историческим произведениям.
Характерен рассказ «Начало голландской учености» (1921),
который посвящен деятельности двух видных ученых эпохи Эдо
— Сугита Гэмпаку (1733–1817) и Маэно Рётаку (1723–1803).
Роман «Портрет дамы с жемчугами» (1921) — одно из лучших произведений Кикути. Роман поднимает проблему эмансипированной женщины в 20-е гг. XX столетия.
В 1923 г. Кикути Кан стал издавать собственный журнал «Бунгэй сюндзю», на страницах которого яростно выступал против пролетарской литературы, может быть, это отчасти и обусловило необыкновенную популярность журнала в те годы. Кикути Кан завоевывает репутацию не как писатель, а как комментатор и критик, арбитр литературных споров, спонсор и ментор начинающих литераторов, наконец, как издатель и предприниматель. Этот период творчества характеризовался созданием произведений в жанре «массовой» литературы. Цель и задачи Кикути Кана и других представителей литературных кругов в те годы заключались в том, чтобы расширить рамки «чистой» литературы, сделав ее достоянием широких масс.
Кикути Кан явился инициатором учреждения двух литературных премий — имени Акутагавы и имени Наоки в 1935 г., лауреатами которых становятся писатели и по сей день.
|