КЕРАМИКА была известна в Японии с глубокой древности.
Еще в периоды Дзёмон
и Яёй,
то есть до начала нашей эры, создавались керамические сосуды
и идолы, в период Кофун
существовало массовое производство глиняных скульптур Ханива.
И в последующие времена центры керамического производства, разбросанные по всей стране, выпускали разнообразные виды изделий — как для буддийских церемоний, так и для повседневных нужд населения: кувшины для воды, горшки, бутылки, чаши, миски, сосуды для хранения семян и т. д.
Мастерские, как правило, работали на местных материалах, что, собственно, и отличало изделия одной мастерской от изделий другой, поэтому естественно, что наименование свое вся продукция получала в основном по месту изготовления. Так, для изделий бидзэн и тамба употреблялась темная глиняная масса, для керамики сига-раку — красновато-коричневая глина, для керамики сэто — серая глина и т. д.
В традиционных изделиях из тяжелой грубоватой керамики были те простота, утилитарность и непритязательность, которые соответствовали новым идеалам красоты чайной церемонии. Это послужило сильнейшим стимулом к развитию японской керамики.
На формирование стиля ее оформления повлиял и наблюдавшийся в это время поворот от эстетики китайских вещей к эстетике японских вещей, который, несомненно, отражал становление национального самосознания.
Новые изделия резко отличались от парадных красочных
китайских образцов и отражали японский вкус. Их стали широко
использовать в Чайной
церемонии. Эта керамика приближалась по форме и цвету
к народным изделиям. И поскольку многие заказчики отворачивались
от малейшей цветистости, красота этих изделий была часто
нарочито мрачной.
Мастера керамического производства проявляли величайшую изобретательность в форме и цветовом решении глазури, чтобы удовлетворить строгим требованиям эстетических установок ваби-тя. Появились крупные мастера, имена которых были широко известны.
На рубеже XVI–XVII вв. характерным явлением
времени стал процесс выделения художественных индивидуальностей,
отсюда стремление мастеров поставить свое имя на изготовленном
предмете. Среди керамистов первым таким мастером был Тэдзиро,
который стал изготовлять чаши для чайной церемонии по заказу
Сэн-но
Рикю из глины, найденной в Киото,
неподалеку от дворца Дзюракудай. Чаши были так хороши, что
Тоётоми
Хидэёси пожаловал мастеру печать с иероглифом «раку»
(«наслаждение») и разрешил ставить ее на своих изделиях.
Этот тип керамики стал называться ракуяки. Он особенно ценился
специалистами чайной церемонии, поскольку был необыкновенно
прост, изготовлялся без гончарного круга, носил на себе
печать прикосновения рук мастера, был приятен для глаза,
рук и губ во время питья и долго сохранял тепло.
Керамику типа ракуяки стали изготовлять и другие
мастера, в том числе Хонъами
Коэцу. Это направление в развитии керамики было преобладающим,
но не единственным. Работали и другие керамисты, чьи изделия
предназначались для более широкого круга потребителей. Во
время походов Тоётоми Хидэёси в Корею японцев поразило отличное
качество корейской керамики, фарфора и фаянса. Многие из
крупных военачальников вывезли из Кореи мастеров и стали
создавать керамическое производство в своих владениях. Именно
это и положило начало таким прославленным видам японской
керамики, как сацума, набэсима, яцусиро, имари и т. д.,
где вместо аскетичных атрибутов церемониального чаепития
изготовлялись предметы, чрезвычайно разнообразные по назначению
и художественному оформлению.
В конце XVI в. на Кюсю близ Ариты
были найдены месторождения каолина и полевого шпата. На
этой базе начало разворачиваться фарфоровое производство,
основывавшееся на опыте китайских и корейских мастеров.
Сначала оно концентрировалось на юге Кюсю,
а затем стало постепенно распространяться и в других районах
страны.
|