КАЦУРА РИКЮ — загородный императорский
дворец, расположенный вблизи Киото.
Известно, что с IХ в. этой землей владела аристократическая
семья Фудзивара,
а в начале ХVII в. ее приобрел принц Тосихито (1579–1629),
младший брат императора. Принц Тосихито был одарен многими
талантами, был знатоком классической японской и китайской
поэзии, любил рисовать и играть на кото, был мастером аранжировки
цветов, большим почитателем чайной церемонии. И печать его
разносторонних дарований отразилась на эстетическом облике
дворца.
Принц приступил к строительству в 1615 г. Первые постройки отличала изысканная простота, которая свидетельствовала о безупречном вкусе хозяина, но он не успел насладиться красотой дворца. После его смерти все пришло в запустение.
Второй этап строительства дворца Кацура связан с сыном Тосихито — Тоситада, который унаследовал таланты своего отца. Новые постройки нисколько не нарушили первоначальный замысел, а органически вписались в уже созданное, получился единый комплекс по красоте и архитектурному решению.
Принц Тосихито пользовался советами Кобори
Энсю (1579–1647), который был и поэтом, и гончаром,
и зодчим, и специалистом в области планировки садов, и мастером
чайной церемонии. Правда, сохранившиеся записи свидетельствуют,
что декоративным устройством сада занимался другой мастер,
однако стиль Кобори Энсю чувствуется во многом.
В 1883 г. дворец перешел в собственность императорского двора. И с тех пор он называется императорский дворец Кацура.
Ансамбль дворца Кацура был построен на берегу реки Кацура и занимает площадь 56 тыс. кв. м. В центре находится большой пруд с пятью островками, соединенными друг с другом деревянными или каменными мостиками. Повсюду установлены фонари и каменные чаши для воды различной формы. Посетителям кажется, что пруд то исчезает полностью, то появляется неожиданно, т.е. пейзаж меняется. Это особенность японской традиционной архитектуры — постоянное «движение» пространства. А водоемы — пруд, ручей, а часто и то, и другое — еще в VIII–XII вв. были необходимым элементом богатого жилища. Японцы — великие мастера вмещать природу в небольшое пространство.
Главная часть ансамбля объединяет три здания
— старый сёин, средний сёин и новый дворец. Сёин — архитектурное
сооружение в стиле, возникшем в XIV–XVI вв. Старый и средний
сёин были построены первыми. Здания расположены таким образом,
чтобы избежать солнечных лучей летом, но ловить мягкие солнечные
лучи зимой, дать возможность любоваться полной луной осенним
вечером. Их крыши благодаря разной высоте зданий создают
своими нависающими карнизами разнообразный ритм. Первый
этаж каждой постройки окружен верандой, отделяющейся от
внешнего пространства раздвижными стенками — сёдзи.
Веранда поднята над землей на высоких тонких деревянных
подпорках. Комнаты, как и веранда, имеют раздвижные стены,
сделанные из деревянных рам с наклеенной плотной бумагой.
Эти стены могут разграничивать интерьеры и отделять их от
окружающей природы. Принц Тосихито, который любил любоваться
луной, соорудил для этого в старом сёин специальный помост.
В среднем сёин были расположены жилые комнаты принца Тосихито. Интерьер их особенно интересен. Пейзаж на стенах и сёдзи воспринимается как естественный ландшафт, видимый при раскрытии дверей. Таким образом как бы уничтожается граница между внутренним и внешним пространством. Средний сёин соединяется с новым дворцом через комнату для хранения музыкальных инструментов. Ее обрамляет широкая веранда для музицирования.
Очень своеобразно украшены двери между комнатой
для хранения музыкальных инструментов и новым дворцом. Это
цветы, свойственные каждому времени года: сакура
и глициния весной, сусуки и гибискус летом, хризантема осенью,
слива, камелия и нарциссы зимой.
Изысканную простоту дворца Кацура создают и натуральные строительные материалы, они играют огромную роль в художественном образе зданий. Криптомерия натурального цвета, плетеная решетчатая ограда из бамбука, белые раздвижные стены, дорожки из камня на фоне мха, водостоки, усыпанные мелкими камушками, — все это создает ощущение благородной простоты.
Составной частью дворца Кацура являются чайные
павильоны. Один из них, Сёкинтэй, своей декоративностью
превосходит все другие чайные дома той эпохи. Своими восточной,
западной и северной сторонами он обращен к пруду, низкая
нависающая крыша павильона сохраняет прохладу жарким летом.
Но павильоном можно пользоваться и в холодное время года.
Перед Сёкинтэй — каменный мостик, его продолжают несколько
больших камней. Стоя на них, можно обмыть руки перед чайной
церемонией.
В павильоне несколько комнат. В первой находится
токонома
и каменный очаг, который используется зимой. Бумага в токонома
имеет форму больших синих и белых квадратов, эта форма повторена
и в напольных циновках татами,
и в раздвижных ширмах. Последняя комната открывается в сад.
Этот постепенный переход интерьера в пространство сада,
в свою очередь переходящего в естественный пейзаж, — одна
из характернейших черт японской архитектуры.
Осень придает своеобразие чайному павильону Гэппа-ро. А причина — растущие рядом клены, листья которых алеют осенью. И еще можно любоваться отражением луны в озере, тогда как с веранды старого сёин наблюдается ее восход. В павильоне есть маленький уголок с очагом, где можно приготовить еду и чай.
Во дворе дворца есть небольшой буддийский храм, выстроенный в китайском стиле. Принц Тоситада посвятил его своему отцу. По традиции парадные ворота храма отворяются только перед членами императорской семьи.
Императорский дворец Кацура знаменит не только архитектурой своих построек. Изысканная декоративность садового ансамбля, сочетающая в себе естественность и простоту, снискала ему славу не только в Японии. Сад дворца сочетает в себе черты самых разных парковых ансамблей, но общий его характер приближается к стилю чайных садов, где восприятие пейзажа происходит в процессе движения, направление и ритм которому задает дорожка. Сад органически связан с архитектурой, причем связь эта не только зрительная. Даже звук ветра, пение птиц играют роль в создании эмоционального образа. Недаром один из чайных павильонов получил название Сёкинтэй, что означает Павильон сосны и лютни: шум ветра, играющего в окружающих соснах, воспринимается в комнатах как звуки лютни.
Императорский дворец Кацура прекрасен в любую погоду.
|