КАСУГА ТАЙСЯ — древнее
синтоистское святилище в городе Нара.
Посвящено четырем божествам из трех храмов, связанных с
кланом Фудзивара:
храм Касима (божество Такэмикадзути-но Микото), храм Катори
(божество Фуцунуси-но Ками) и храм Хираока (божества Амэнокоянэ-но
Микото и Химэ-но Ками). Святилище Касуга тайся было основано
в 709 г. правителем Фудзивара-но Фухито, чтобы защитить
от сил зла новую столицу Хэйдзё(кё)
(Нара), строительство которой должно было начаться в следующем
году. Примерно в 768 г. святилище было перенесено со склона
горы Микасаяма на нынешнее место.
Вход в священные пределы Касуга тайся обозначен
большими красными тории. По обеим сторонам — каменные фонари.
Их больше двух тысяч, ряды их протянулись до самого святилища.
Каждый пожертвован богомольцем или группами паломников,
приходившими сюда на протяжении веков. Самые древние относятся
к периоду Камакура
(1185–1333), самые «молодые» — к началу нынешнего столетия.
На многих можно разобрать надписи, указывающие имя дарителя
и время, когда было сделано пожертвование. Только дважды
в год — в начале февраля, когда отмечается становление весны,
и в середине августа — в День поминовения усопших — зажигают
в них свечи.
Далее аллея ведет мимо сада Манъё, в котором собраны сотни растений и цветов.
Поднявшись на несколько каменных ступеней, паломники оказываются прямо перед главными — южными — воротами, представляющими собой постройку с двухъярусной, покрытой корой кипарисовика крышей на окрашенных в красный цвет столбах, очень похожими если не по размерам, то по общему виду на ворота буддийских храмов.
За воротами — тесная площадка, обнесенная с трех сторон крытой галереей, с потолка которой свисает множество металлических фонарей, и еще одни ворота, выполненные примерно в том же стиле, что и предыдущие, которые ведут к хондэн — обители божеств, священные символы которых помещены в выстроившихся в один ряд четырех совершенно одинаковых маленьких постройках. Их архитектура отличается простотой форм и напоминает поднятые на сваях зернохранилища в поселениях 2000-летней давности.
По архитектурному стилю Касуга тайся напоминает
буддийские храмы. Ничего удивительного в том нет, если вспомнить,
что ко времени проникновения буддизма
на Японские острова у божеств национальной религии только-только
начали появляться свои святилища. Впоследствии их сооружение
стимулировалось строительством буддийских храмов, и в ряде
случаев святилища заимствовали многие элементы их архитектуры.
По мере усиления синто-буддийского синкретизма это заимствование
заходило настолько далеко, что в ряде случаев только по
наличию тории можно было отличить святилище от буддийского
храма.
Синкретизм проявлялся не только и даже не столько в архитектуре культовых сооружений. С течением времени местные божества были объявлены воплощениями будд и бодхисаттв. Эта участь не миновала и божества Касуга тайся. Свидетельством тому — некоторые мандала (широко распространенные в буддийском искусстве картины).
На мандала, нарисованной в 1309 г. и изображающей четыре святилища Касуга, под каждым указано буддийское имя: Такэмикадзути назван бодхисаттвой Фукукэндзяку Каннон, Фуцунуси — Буддой-целителем Якуси, Амэнокоянэ — бодхисаттвой Дзидзо, а Химэ — Одиннадцатиликой Каннон.
|