КАНО Эйтоку (1543–1590)
— художник, считается основоположником стиля момояма в японском
изобразительном искусстве. В 1566 г. Эйтоку вместе с отцом
расписывал ширмы в храме Дайтокудзи. Уже в этой работе Эйтоку
проглядывали черты, ставшие позднее доминирующими, поэтому
считается, что она открывает историю искусства периода Адзути-Момояма.
Особенно известны ширмы «Красные и белые сливы». Изображенная
на четырех створках слива широко простирает причудливо изогнутые
ветви, ее старый величественный ствол врос корнями в берег
потока, где плавают утки. Все это написано смелой, свободной
кистью и передает ощущение силы и масштабности. Верхняя
часть картины изображает сияющее небо и выполнена с применением
присыпки золотым порошком.
Известны также ширмы Эйтоку «Виды Киото и его
окрестностей», написанные в 1574 г. по приказу Оды
Нобунаги. На них красочно, в стиле, приближающемся к
ямато-э, изображены улицы Киото,
люди на них, лавки, мастерские и другие бытовые подробности
жизни города. Все это сделано с размахом, демонстрирующим
свободное владение Эйтоку как техникой монохромной живописи
суйбокуга,
так и полихромной техникой ямато-э. В дальнейшем Эйтоку
украсил росписями замок Нобунаги — Адзути,
но они не сохранились.
После того как Тоётоми
Хидэёси сменил Нобунагу на посту военного правителя
Японии, Эйтоку поступил в распоряжение Хидэёси, и его творчество
получило еще больший размах, соответствовавший масштабам
строительства. Он оформлял замки в Осаке
и Фусими, дворец Дзюракудай. Созданные им картины были величественны
и декоративны.
Масштабы и темпы строительных работ Хидэёси были столь грандиозны, что Эйтоку вынужден был писать с невероятной творческой перегрузкой. Поэтому искусствоведы считают наиболее интересными произведениями его ранние работы. Большинство поздних работ Эйтоку погибло вместе с сооружениями, которые они украшали. Среди сохранившихся выделяется «Ширма с изображением китайских львов». Она считается типичной для его творческой манеры. Высота ширмы превышает два метра. На ней на золотом фоне изображены царственно-величавые декоративные львы, которые считались тогда символом власти. Другие художники также рисовали китайских львов, но их львы не отличались такой неукротимой силой и величественностью. Именно Эйтоку удалось зафиксировать наиболее типичное в характере феодальной власти того периода.
|