Знакомства Знакомства Чистая почта Чистая почта Автоновости Автоновости Словари Словари Все проекты

 


Новости Статьи Фотоальбом Словарь разработка фирменного стиля защита картера

Кабинет министров
Кабуки
Кабуто
Кавабата Ясунари
Кавасаки
Кавасаки Хэви Индастриз
Кагава
Кагосима (префектура)
Кагосима (город)
Кагура
Кадомацу
Кайко Такэси
Кайкэй
Каирская декларация
Кайфу Тосики
Какиномото
Како Такаси
Какэмоно
Календарь
Каллиграфия
Камакура (город)
Камакура (ист. период)
Камакура Мацури
Ками
Камикадзэ
Камо Мабути
Кампай
Канагава
Канагаки Робун
Канадзава
Канадзаки Такэнори
Канда
Кан Наото
Кано
Кано Эйтоку
Кансай
Канто (землетрясение)
Канто
Канэбо
Канэко Мицухара
Канэмацу
Као
Капитуляция Японии
Каппа
Караокэ
Каратэ
Касио
Касио Тадао
Касуга Тайся
Касумигасэки
Катакана
Катаяма Сэн
Катаяма Тэцу
Като Такааки
Като Томосабуро
Кацукава Сюнсё
Кацура Рикю
Кацура Таро
Кацусига Хокусай
Качество жизни
Кая Окинори
Квантунская армия
КДД
Кёгэн
Керамика
Кёсэра
Кидо Коити
Кидо Такаёси
Киёвара Фукаябу
Киёмидзудэра
Киёнага
Киёнобу
Киёура Кэйго
Кикукава Эйдзан
Кикути Кан
Кимоно
Кимура Хэйтаро
Кинкакудзи
Кинки
Кино
Киносита Дзюндзи
Ки-но Цураюки
Киодо Цусин
Киото (префектура)
Киото (город)
Кирисима
Киси Нобусукэ
Кисэн
Китайская Восточная железная дорога
Китагава Утамаро
Китакюсю
Китамура Тококу
Китао Сигэмаса
Китахара Хакусю
Кобаяси Исса
Кобаяси Такидзи
Кобе
Кобори Энсю
Когай
Кода Рохан
Кодзики
Кодо
Козыревский И.П.
Койсо Куниаки
Кокинсю
Кокэй
Комацу
Коника
Коноэ Фумимаро
Конрад Н.И.
Конституция Мэйдзи
Конституция Японии
Корейско-Японские отношения
Корин
Космо Ойл
Котацу
Коти (префектура)
Коти (город)
Кото
Котоку Сюсуй
Кофу
Кофукудзи
Кофун
Крестовский В.В.
Крымское соглашение
Ксавье Франциск
Кукай
Куклы
Кулинария
Культура и бизнес
Кумамото (префектура)
Кумамото (город)
Куникида Доппо
Курацукури
Курихара Комаки
Курода Киётака
Куропаткин А.Н.
Куросава Акира
Кусиро Сицугэн
Кусуноки Масасигэ
Кэгон
Кэйдайрэн
Кэндо
Кэнон
Кюдо
Кюсю


Глоссарий » К » Каллиграфия

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАЛЛИГРАФИЯ . «Путь каллиграфии» (Сёдо) «протянулся» в Японию из Китая. Столь непростой вид письменности развился в Древнем Китае к середине II тысячелетия до н.э. из пиктограмм — схематических изображений различных предметов и явлений. Архаичные, сложные, тяжеловесные знаки постепенно упрощались, приспосабливались для более быстрого написания, и к началу нашей эры пиктографические мотивы превратились в собственно иероглифы с квадратообразной формой, которая слагалась из комбинаций линий, штрихов и точек. Со временем оформилось несколько стилевых направлений, разделяемых по форме написания на устав (полное изображение иероглифов), полускоропись и скоропись.

Дальневосточная каллиграфия — не просто своеобразная система письменности, это один из ведущих видов искусства, обладающий глубоким философским смыслом.

Иероглифы представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия. Такая форма фиксации информации оказала значительное влияние на характер мышления людей, способствовала формированию структурно-образного восприятия.

В Японии каллиграфическое письмо появилось в VII в. Японские каллиграфы довольно быстро догнали своих учителей и добились немалых успехов. На базе китайских стилей японцы создали несколько новых, отличающихся гораздо большей простотой, эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600–1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи, использовавшиеся для афиш и программ театров Кабуки и Дзёрури.

Вот как определил различие между китайским и японским каллиграфическими направлениями С. Н. Соколов-Ремизов: «В китайской каллиграфии главное — это энергия, внутренняя сила кисти... Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги... В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти-мазка, в ее языке главное — не осязание, не проникновение, а жест, танец».

Искусство каллиграфии, в котором так важны психофизические аспекты творческого процесса, связанные с духовной и физической подготовленностью художника, с требованием максимальной сосредоточенности, спонтанностью исполнения, испытало большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма.

Каллиграфия в дзэн является и средством медитации, и путем познания, своего рода учебным пособием, и духовным завещанием мастера, в каждом случае — это образец высшей искренности и самоотдачи, гармоничной экспрессии и безыскусности. Не случайно термин «бокусэки» («след туши»), как называли в Японии каллиграфию, с XV в. использовали преимущественно по отношению к дзэнскому направлению.

Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры, ведь нужно не просто понять написанное, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано.

Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции и на их основе создает и развивает новые направления. В 1948 г. была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая и по сей день является одним из ведущих объединений в этой области. Ежегодно данная организация устраивает выставки в трех вариантах: на одной демонстрируются копии старинных образцов, другая представляет работы современных мастеров широкого круга, на третьей осуществляется показ произведений каллиграфов высшего класса.

Укрупненные, обобщенные образы, написанные в динамичной манере, представляют одно из направлений «поиска новых изобразительных решений», объявленного представителями ассоциации. Это оригинальное направление (шаг к авангарду) использовало многое из традиционного багажа, в частности принцип сокращения иероглифов в полускорописи и скорописи, выделение одного-двух иероглифов, а также принцип артистической «игры кистью и тушью», который стал характерной особенностью японской каллиграфии ХХ в.

Уже в начале 1950-х гг. появилось абстрактное направление, в котором иероглифы практически утратили конкретное смысловое значение, дав импульс свободной, экспрессивной импровизации. Абстрактная каллиграфия, в отличие от аналогичного явления в живописи, не свидетельствует о кризисной ситуации, а, напротив, является показателем очень высокого уровня мастерства художника, прошедшего все необходимые этапы обучения искусству письма. Она более открыто и непосредственно доносит до зрителя мысли автора, его чувства, настроение, сохраняя при этом присущую традиционной каллиграфии культуру владения кистью и тушью.

Каллиграфический свиток

 

 


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Rambler's Top100
http://www.dodi.ru/glossary/ru/k/k20/   ·  Программирование Logic Systems
По вопросам рекламы обращаться: adv_2006@bk.ru