Знакомства Знакомства Чистая почта Чистая почта Автоновости Автоновости Словари Словари Все проекты

 


Новости Статьи Фотоальбом Словарь разработка фирменного стиля защита картера

Кабинет министров
Кабуки
Кабуто
Кавабата Ясунари
Кавасаки
Кавасаки Хэви Индастриз
Кагава
Кагосима (префектура)
Кагосима (город)
Кагура
Кадомацу
Кайко Такэси
Кайкэй
Каирская декларация
Кайфу Тосики
Какиномото
Како Такаси
Какэмоно
Календарь
Каллиграфия
Камакура (город)
Камакура (ист. период)
Камакура Мацури
Ками
Камикадзэ
Камо Мабути
Кампай
Канагава
Канагаки Робун
Канадзава
Канадзаки Такэнори
Канда
Кан Наото
Кано
Кано Эйтоку
Кансай
Канто (землетрясение)
Канто
Канэбо
Канэко Мицухара
Канэмацу
Као
Капитуляция Японии
Каппа
Караокэ
Каратэ
Касио
Касио Тадао
Касуга Тайся
Касумигасэки
Катакана
Катаяма Сэн
Катаяма Тэцу
Като Такааки
Като Томосабуро
Кацукава Сюнсё
Кацура Рикю
Кацура Таро
Кацусига Хокусай
Качество жизни
Кая Окинори
Квантунская армия
КДД
Кёгэн
Керамика
Кёсэра
Кидо Коити
Кидо Такаёси
Киёвара Фукаябу
Киёмидзудэра
Киёнага
Киёнобу
Киёура Кэйго
Кикукава Эйдзан
Кикути Кан
Кимоно
Кимура Хэйтаро
Кинкакудзи
Кинки
Кино
Киносита Дзюндзи
Ки-но Цураюки
Киодо Цусин
Киото (префектура)
Киото (город)
Кирисима
Киси Нобусукэ
Кисэн
Китайская Восточная железная дорога
Китагава Утамаро
Китакюсю
Китамура Тококу
Китао Сигэмаса
Китахара Хакусю
Кобаяси Исса
Кобаяси Такидзи
Кобе
Кобори Энсю
Когай
Кода Рохан
Кодзики
Кодо
Козыревский И.П.
Койсо Куниаки
Кокинсю
Кокэй
Комацу
Коника
Коноэ Фумимаро
Конрад Н.И.
Конституция Мэйдзи
Конституция Японии
Корейско-Японские отношения
Корин
Космо Ойл
Котацу
Коти (префектура)
Коти (город)
Кото
Котоку Сюсуй
Кофу
Кофукудзи
Кофун
Крестовский В.В.
Крымское соглашение
Ксавье Франциск
Кукай
Куклы
Кулинария
Культура и бизнес
Кумамото (префектура)
Кумамото (город)
Куникида Доппо
Курацукури
Курихара Комаки
Курода Киётака
Куропаткин А.Н.
Куросава Акира
Кусиро Сицугэн
Кусуноки Масасигэ
Кэгон
Кэйдайрэн
Кэндо
Кэнон
Кюдо
Кюсю


Глоссарий » К » Кэндо

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КЭНДО — самурайское искусство владения мечом, называвшееся сначала кэндзюцу (техника меча), а затем кэндо (путь меча), зародилось приблизительно в Х–ХI вв.

Оно значительно отличается от европейской и китайской манеры фехтования. Причина этого кроется не столько в особенностях японского оружия — самураи были вооружены двумя двуручными мечами — большим (катана), длиной примерно 100 см, и малым (вакидзаси), длиной около 60 см, сколько в принципах поведения в бою, порожденных дзэн-буддизмом и распространившихся на все боевые искусства Японии.

Их суть можно было бы сформулировать двумя требованиями — не суетиться и не делать лишних движений. Поэтому в Японии схватка выглядела примерно так: противники занимали исходную позицию с поднятым для удара мечом и ждали, когда у одного из них сдадут нервы и он откроется. Разумеется, допускались провоцирующие и отвлекающие выпады, которые применялись для того, чтобы выявить излюбленные приемы противника и манеру ведения поединка, обусловленную школой, к которой тот принадлежал. При случае они позволяли и поразить противника. Такая схема поединка была характерной для 1700 существовавших в Японии школ кэндзюцу, которые тем не менее отличались друг от друга стойками и приемами. Одни школы отдавали предпочтение вертикальному положению меча и рубящим ударам, в других использовалось в основном горизонтальное положение и тычковые удары.

Значительный вклад в кэндзюцу внес бродячий самурай Миямото Мусаси (1584–1645). За свою жизнь он победил в 60 поединках и умер своей смертью, что для профессионального воина было редкостью. А свою первую крупную победу Мусаси одержал в возрасте 13 лет, сразив в поединке одного из искуснейших фехтовальщиков того времени и тем самым положив начало своей собственной школе фехтования. В ней огромное внимание уделялось дзэнским медитативным техникам. В поединках мастер кэндзюцу — кэнси — должен был одновременно атаковать не только меч противника, но и его психику. Вывести противника из душевного равновесия и нарушить его уверенность в собственных силах можно было взглядом, жестом или боевым кличем. Чтобы противостоять психологическому натиску, необходимо было сохранять хладнокровие и спокойствие за счет полной отрешенности (мусин). Достижение этого состояния обеспечивало победу и в схватке с несколькими противниками, даже если они нападали с разных сторон.

Обучение кэндзюцу на протяжении многих веков осуществлялось с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах, поэтому тренировки часто заканчивались травмами, увечьями и даже смертью. Миямото Мусаси одним из первых начал применять деревянную копию меча — боккэн, который вскоре стал распространенным учебным инструментом. Живший примерно в одно время с Мусаси мастер кэндзюцу Оно Тадакэ, из соображений безопасности позволявший своим ученикам использовать на занятиях шлем с забралом, нагрудник и защитные пластины, прикрывающие предплечья, изобрел меч из бамбука. В середине ХVIII в. его преемник Наканиси Тюта усовершенствовал изобретение учителя — так появился сиаи — легкий меч из плотно перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос длиной 96–99 см и весом 1,36 кг.

После Реставрации Мэйдзи (1868) самураи лишились права на ношение меча. Однако кэндзюцу сохранилось под названием кэндо. Этот термин впервые был введен в употребление в начале ХVIII в. мастерами школы Абэ-татэ-рю, обозначившими таким образом понимание (которое, несомненно, было и у такого выдающегося воина и философа, как Миямото Мусаси) искусства фехтования как пути (до) морального и физического совершенствования.

С конца ХIХ в. кэндо, утратившее чисто прикладное значение, трансформировалось в военно-спортивную систему самосовершенствования, в которой огромную роль играет ритуал. В 1928 г. была создана Всеяпонская федерация кэндо. Сейчас занимающиеся кэндо изучают технику, включающую стойки (камаэ), синхронизацию движений рук и ног (субури), приемы атаки (какари) и защиты (укэ) и другие элементы, которые обычно отрабатываются с использованием деревянного меча боккэн. Как и в других видах воинских искусств Японии, в кэндо большое внимание уделяется изучению формальных упражнений ката. Спортсмены сражаются на бамбуковых мечах сиаи, удары которых весьма болезненны, поэтому спаррингующие облачены в шлемы с сетчатой маской и щитками, прикрывающими горло, плечи и шею, а также нагрудник и перчатки. Побеждает выигравший два очка из трех возможных, присуждаемых за поражение трех опасных участков головы и правого или левого запястий, которые в момент касания бамбукового меча находятся не ниже уровня плеча, горла или двух определенных участков корпуса. Все движения в кэндо регламентированы до мельчайших деталей. Умение владеть настоящим мечом проверяется, разумеется, не в поединках, а в тестах тамэси-гири, в которых спортсмены рубят обычно толстый сноп соломы.

В старые добрые времена мастера кэндзюцу для проверки или демонстрации своего умения перерубали мечом подброшенный волос или летящую стрекозу. Особенно высоко ценилось умение нанести несколько ударов на одном или разных уровнях — разрубить, например, стоящую палку на четыре части. Но, разумеется, и в старину, и сейчас главной целью занятий кэндо было не столько обретение технических навыков, в том числе эффективного удара, сколько закалка духа, психики, обретение способности спокойно встречать жизненные трудности и молниеносно и точно реагировать в случае любой опасности.

Схватка кэндоистов продолжается всего несколько секунд

 


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Rambler's Top100
http://www.dodi.ru/glossary/ru/k/k143/   ·  Программирование Logic Systems
По вопросам рекламы обращаться: adv_2006@bk.ru