КУРАЦУКУРИ-но Тори (начало VII в.) — скульптор.
Его дед, натурализовавшийся в Японии китайский ремесленник,
прославился изготовлением седел (курацукури). Отец, Курацукури-но
Тасуна, приобрел известность как скульптор-резчик буддийских
изображений. Сам Тори пользовался покровительством принца
Сётоку
тайси.
В его мастерской была создана самая ранняя часть
алтаря Золотого зала храма Хорюдзи
в Нара.
Бронзовая группа, изображающая спасителя человечества — Будду Сяка-Нёрай, сопровождаемого двумя бодхисаттвами, была отлита в 623 г. и стала главной святыней храма. В ней нашел художественное воплощение классический тип божества в том виде, как он сложился в Японии к VII в. Эта статуя стала своеобразным стилистическим эталоном для многих последующих мастеров. Эта работа Тори отлично сохранилась, и о ней хотелось бы рассказать подробнее.
Троица Шакьямуни изображает основателя буддизма с двумя бодхисаттвами. Скульптура невелика: главная фигура не достигает в высоту и 90 сантиметров. Шакьямуни изображен сидящим на лотосовом троне, скрестив ноги. Считалось, что такая поза в наибольшей степени располагает к углубленному самосозерцанию, а через него — достижению просветления, вхождению в нирвану. Лотос символизирует чистоту и одновременно центр Вселенной. Восседая на лотосовом троне, Будда демонстрирует универсальность своего учения. Шакьямуни облачен в монашеское одеяние — напоминание о том, что принц Готама, прежде чем достичь просветления, ушел из мира и стал странствующим монахом. Безмятежное лицо Шакьямуни отражает его внутреннюю гармонию, на губах играет легкая улыбка — свидетельство духовной радости достигшего просветления существа, которого больше не беспокоят мирские заботы и тревоги. На лбу Шакьямуни углубление, третий глаз, — свидетельство того, что он все видит. Его большие уши с оттянутыми мочками призваны показать, что Будда все слышит, а возвышение на голове свидетельствует о его глубокой мудрости. У Будды короткие волосы, что естественно: принц Готама срезал их, когда стал монахом. Правая рука Шакьямуни поднята в жесте, который призывает людей не испытывать страха. Левая рука протянута вперед открытой ладонью вверх. Это рука дающего благо. Позади Шакьямуни — большой пылающий нимб, отражающий исходящий от него свет. На нимбе изображены маленькие будды. Это будды прошлого — визуальное отражение того, что Шакьямуни — лишь одно из проявлений Универсального Будды, вечного во времени и бесконечного в пространстве...
Мастер отлично выполнил стоявшую перед ним задачу: побудить человека
проникнуться духом учения Будды, воплощенного в статую.
Даже тех, кто не принадлежит к числу адептов буддизма,
при виде этой скульптурной группы невольно охватывает чувство
душевного спокойствия, умиротворенности, внутренней гармонии.
И это говорит о том, что перед нами не поделка ремесленника,
а работа творца, вложившего в нее часть души, свою веру,
свои убеждения. По свидетельству специалистов, изучавших
Троицу Шакьямуни в сравнении со служившими для нее образцами
— статуями эпохи Вэйской династии, работа мастера Тори более
выразительно передает ту высокую одухотворенность, которой
проникнут образ Шакьямуни.
|