Знакомства Знакомства Чистая почта Чистая почта Автоновости Автоновости Словари Словари Все проекты

 


Новости Статьи Фотоальбом Словарь разработка фирменного стиля защита картера

Кабинет министров
Кабуки
Кабуто
Кавабата Ясунари
Кавасаки
Кавасаки Хэви Индастриз
Кагава
Кагосима (префектура)
Кагосима (город)
Кагура
Кадомацу
Кайко Такэси
Кайкэй
Каирская декларация
Кайфу Тосики
Какиномото
Како Такаси
Какэмоно
Календарь
Каллиграфия
Камакура (город)
Камакура (ист. период)
Камакура Мацури
Ками
Камикадзэ
Камо Мабути
Кампай
Канагава
Канагаки Робун
Канадзава
Канадзаки Такэнори
Канда
Кан Наото
Кано
Кано Эйтоку
Кансай
Канто (землетрясение)
Канто
Канэбо
Канэко Мицухара
Канэмацу
Као
Капитуляция Японии
Каппа
Караокэ
Каратэ
Касио
Касио Тадао
Касуга Тайся
Касумигасэки
Катакана
Катаяма Сэн
Катаяма Тэцу
Като Такааки
Като Томосабуро
Кацукава Сюнсё
Кацура Рикю
Кацура Таро
Кацусига Хокусай
Качество жизни
Кая Окинори
Квантунская армия
КДД
Кёгэн
Керамика
Кёсэра
Кидо Коити
Кидо Такаёси
Киёвара Фукаябу
Киёмидзудэра
Киёнага
Киёнобу
Киёура Кэйго
Кикукава Эйдзан
Кикути Кан
Кимоно
Кимура Хэйтаро
Кинкакудзи
Кинки
Кино
Киносита Дзюндзи
Ки-но Цураюки
Киодо Цусин
Киото (префектура)
Киото (город)
Кирисима
Киси Нобусукэ
Кисэн
Китайская Восточная железная дорога
Китагава Утамаро
Китакюсю
Китамура Тококу
Китао Сигэмаса
Китахара Хакусю
Кобаяси Исса
Кобаяси Такидзи
Кобе
Кобори Энсю
Когай
Кода Рохан
Кодзики
Кодо
Козыревский И.П.
Койсо Куниаки
Кокинсю
Кокэй
Комацу
Коника
Коноэ Фумимаро
Конрад Н.И.
Конституция Мэйдзи
Конституция Японии
Корейско-Японские отношения
Корин
Космо Ойл
Котацу
Коти (префектура)
Коти (город)
Кото
Котоку Сюсуй
Кофу
Кофукудзи
Кофун
Крестовский В.В.
Крымское соглашение
Ксавье Франциск
Кукай
Куклы
Кулинария
Культура и бизнес
Кумамото (префектура)
Кумамото (город)
Куникида Доппо
Курацукури
Курихара Комаки
Курода Киётака
Куропаткин А.Н.
Куросава Акира
Кусиро Сицугэн
Кусуноки Масасигэ
Кэгон
Кэйдайрэн
Кэндо
Кэнон
Кюдо
Кюсю


Глоссарий » К » Куклы

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КУКЛЫ (нингё) в Японии — не просто детская забава, а в первую очередь предметы для рассматривания, для любования. Они часто имеют религиозное и даже мистическое значение.

В древней Японии куклы были не игрушками, а символическими изображениями богов или людей. Само слово «нингё» пишется двумя иероглифами, которые дословно переводятся как «образ человека». Японцы очень верят в кукол, в их способность приносить людям добро, отвращать злые силы, болезни и стихийные бедствия, оберегать мир и покой в доме.

Своими корнями искусство изготовления декоративных кукол, их почитание уходят в глубокую древность. В знаменитой книге «Записки у изголовья» придворной дамы Сэй Сёнагон, жившей в Х в., говорится о том, что одна дама «изготовила в подарок императору несколько красивых кукол наподобие придворных пажей. Ростом в пять вершков, они были наряжены в парадные одежды, волосы расчесаны на прямой пробор и закручены локонами на висках. Написав на каждой кукле ее имя, она преподнесла их императору».

Возможно, эти куклы являются далекими предшественницами тех, что появились позже в связи с праздниками девочек и мальчиков. Интересно, что отмечающийся на протяжении столетий в 3-й день 3-го месяца по лунному календарю (сейчас — 3 марта) Праздник девочек имел несколько названий, из которых в наше время обычно употребляется одно — Хина мацури (Праздник кукол). В древности в этот день совершался ритуал избавления от болезней и несчастий, для чего из бумаги делали небольших кукол, мальчиков и девочек, затем на эти фигурки шаманы «переносили» зло и беды, и их отправляли в плавание по ручьям и рекам, сжигали или зарывали в землю. Это был магический обряд для сохранения здоровья ребенка.

Вначале куклы были бумажными, затем их стали делать из глины, из дерева и уже не выбрасывали, а хранили дома, размещая на полках. Первоначально праздник отмечался только при дворе и среди воинского сословия, но вскоре быстро распространился и в народе. А национальным Хина мацури стал в ХVIII в. и своей популярностью во многом обязан сёгуну из династии Токугава — Ёсимунэ, у которого было много дочерей. Тогда же добавился обычай устраивать в этот день в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображавших жизнь императорского двора. Эта традиция сохраняется и в наши дни: на верхних ступенях специальной подставки усаживают самых дорогих и красивых кукол — дайрисама (буквально — «господин заместитель»), изображающих императора и императрицу в сверкающих парчовых нарядах. Ступеньками ниже, в соответствии с титулами и рангами, располагают всю придворную челядь. Сама лесенка украшается фонариками, миниатюрными деревцами с бумажными фестонами, изящной игрушечной мебелью и утварью. Главные куклы выставки обязательно должны быть парными, символизировать мужчину и женщину. И сейчас, добавляя к традиционному набору кукол что-либо современное, вроде изображений актрис или бейсболистов, их ставят всегда в паре, причем мужская фигурка по традиции устанавливается справа от женской.

Такие куклы для выставки — лучший подарок семье, где рождается девочка. Подчас это настоящие произведения искусства, передающиеся из поколения в поколение, очень дорогие, поскольку делаются вручную, из дорогих материалов, а секреты изготовления многие мастера и их семьи держат в тайне. Иногда набор кукол и принадлежностей является значительной частью приданого невесты и становится одной из самых дорогих семейных реликвий, с которой можно расстаться лишь в самую трудную минуту жизни. Выставленные 3 марта куклы красуются примерно месяц, а затем бережно упаковываются и убираются до следующего года.

А в Праздник мальчиков (Танго но сёкку — 5 мая) в домах, где подрастают сыновья, выставляются миниатюрные доспехи и фигурки воинов в богатых одеждах, и родители возносят молитвы, чтобы сыновья росли сильными и здоровыми. Все куклы имеют свое лицо и характер, с каждой связана история, иногда героическая, а порой юмористическая. Таковы, например, фигурка доблестного императора Дзимму, покорявшего врагов светом от золотого коршуна, сидящего на конце его лука, или изображение храброго воина из клана Курода, получившего копье в награду за подвиг — он выпил до дна огромную чашу сакэ. Очень любят японцы кукольные изображения мальчика-персика Момотаро, юного воина Кинтаро, обладавшего удивительной силой, и других героев легенд и сказок.

С историей и культурой страны связаны и другие куклы, которые в качестве украшений можно встретить во многих японских домах. Среди них персонажи театров Но и Кабуки, придворные дамы утонченной эпохи Хэйан (VIII–ХII вв.), наряженные в церемониальные костюмы «дзюни хитоэ» (платье в 12 слоев), вельможа, напоминающий знаменитого поэта и ученого IХ в. Митидзанэ, любившего сливовые деревья…

Многие уникальные традиции куклоделания в Японии лелеют и сохраняют до сих пор. Например, над знаменитыми куклами Кимэкоми трудится целая бригада: сначала мастер делает из дерева голову и туловище, потом костюмер наряжает куклу в нарядное кимоно, а еще один художник вытачивает руки и ноги. Процесс изготовления долог и сложен, зато в результате получается настоящее произведение искусства. Кстати, куклы в Японии приобрели статус своеобразного вида искусства, превратились в отдельный жанр декоративно-прикладного творчества. Выставки кукол стали своеобразной формой соревнования мастеров, лучшие из которых удостоены высшего в Японии титула «Живое национальное сокровище».

Японские куклы часто путешествуют по миру: без них не обходится практически ни один Фестиваль японской культуры в России. В последние годы замечательные выставки японских кукол смогли увидеть жители не только столиц, но и небольших городков, нередко прежде «закрытых». Эти удивительные творения японских мастеров могут очень многое поведать зарубежным зрителям о своем народе, его истории и характере, ответить на вопрос, почему же взрослые японцы так любят играть в куклы.

Куклы - уникальное явление японского декоративно-прикладного искусства

 


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Rambler's Top100
http://www.dodi.ru/glossary/ru/k/k128/   ·  Программирование Logic Systems
По вопросам рекламы обращаться: adv_2006@bk.ru