КОФУКУДЗИ — один из двух основных храмов
буддийской секты Хоссо, расположенных в Наре.
Построен в 669 г.
Возникший как фамильный храм Фудзивара,
Кофукудзи уже в 20-е гг. VIII в. стал официальным храмом
и сохранял этот статус в течение веков. Беспощадное время
жестоко обошлось с ним. История Кофукудзи наполнена пожарами
и разрушениями. Только в течение XI в. храм горел трижды:
в 1046, 1060 и 1096 гг. Потребовалось много лет, чтобы возродить
храм из пепла, но в 1717 г. последовал очередной пожар,
от которого Кофукудзи так и не оправился. Кофукудзи был
в немилости у сёгунов
из дома Токугава,
которые никак не могли забыть о давней связи храма с кланом
Фудзивара. Это чувство неприязни распространялось и на Кофукудзи,
духовенство которого в силу указанных обстоятельств не могло
рассчитывать на поддержку властей. Средств, которые удалось
собрать после пожара 1717 г., хватило лишь на восстановление
нескольких зданий.
События 1867–1868 гг. привели к власти политических
противников Токугава. Но и они не благоволили к Кофукудзи.
Храм стал жертвой кратковременной, но полной эксцессов кампании
«искоренения буддизма»,
спровоцированной правительством с целью подрыва влияния
буддийского духовенства, служившего опорой сёгуната.
Некоторые здания храма и часть его территории передали в ведение городских властей. Бесценные произведения буддийской скульптуры, созданные по заказу Кофукудзи, десятилетиями пылились в немногих оставшихся в ведении храма зданиях.
Только после второй мировой войны были приняты эффективные меры по их сохранности: в 1958 г. на средства правительства для них было выстроено специальное выставочное помещение.
Что же осталось в Кофукудзи от его блестящего прошлого? Самая старая из построек (Хокуэндо — Северный восьмиугольный зал) относится к XIII в. Это реконструкция часовни, воздвигнутой в 721 г. в память Фудзивара-но Фубито. Ныне существующая пятиярусная пагода постройки 1426 г., хотя впервые воздвигнута она была в 730 г. Основанный в 813 г. Нанъэндо — Южный восьмиугольный зал, в котором установлены изображения четырех царей — защитников Закона Будды, также не сохранился в первоначальном виде. Нынешняя постройка относится к концу XVIII в.
Нужно отдать должное тем, кто восстанавливал здания Кофукудзи: они стремились возродить их такими, какими они были прежде, и немало преуспели в этом, но многое ко времени восстановительных работ было уже безвозвратно утрачено.
Так или иначе, в одном из самых древних храмов Нары не осталось ни одной постройки VIII в. Неоднократные пожары нанесли невосполнимый ущерб и буддийской скульптуре в Кофукудзи. Но даже то, что дошло до нас, позволяет говорить о нынешнем Кофукудзи как о сокровищнице буддийской скульптуры Японии.
Здесь хранятся замечательные творения ваятелей разных эпох, начиная с VII в. и вплоть до XIII–XIV вв. Многие из них относятся к числу лучших образцов японской скульптуры.
Бронзовая голова Будды — подлинная жемчужина этой сокровищницы. Эта работа характеризуется строгими, простыми линиями, великолепно передающими черты лица, исполненные сдержанной силы. Скульптор упростил многое, избавился от ряда деталей и добился впечатления монументальности.
Эта работа, в которой элементы физической красоты сочетаются с выражением духовных идеалов буддизма, была отлита, по всей видимости, в конце 70-х — начале 80-х гг.
VII в. Полностью она не сохранилась. Бронзовая голова была найдена в пределах Кофукудзи в 1937 г.
Полутораметровая статуя Ашура дэва — одного из демонов индуистской мифологии, инкорпорированного в буддизм и ставшего одним из восьми телохранителей Будды, — относится уже непосредственно к Нарской эпохе: она была создана около 734 г. Трехголовый шестирукий Ашура дэва олицетворяет мощь божества, призванного выполнить порученную ему важную миссию. Но в отличие от других божеств-хранителей, поражающих воображение своим устрашающим видом, лица Ашура дэва исполнены юношеской нежности и изящества. Эта скульптура, особенно фигура переднего Ашура дэва с его сплетенными в молитве руками и детски наивным выражением лица, внушает спокойствие и умиротворенность духа. Среди скульптур храма заметное место занимают божества-хранители буддийского Закона.
Много статуй погибло в пожаре 1180 г. После
восстановления храма они были заменены новыми изображениями,
создателями которых стали выдающиеся скульпторы того времени:
Кокэй,
его сын Ункэй,
внуки Дзёкэй и Кобэн, один из учеников — Кайкэй.
Духовенство Кофукудзи нанимало этих мастеров, из поколения
в поколение они жили и работали в пределах храма и время
от времени принимали заказы от других храмов.
Так, Ункэй и Кайкэй создали громадные,
8-метровые статуи Нио — божественных стражей
— в Южных воротах Тодайдзи. Тот же Ункэй выполнил для Кофукудзи
почти двухметровую статую одного из основателей школы Хоссо
— Мутяку, считающуюся одним из лучших образцов портретной
скульптуры эпохи Камакура
(1185–1333).
Кобэн известен деревянными статуями демонов Рютоки и Тэнтоки, исполненными доброго юмора и отображающими тело в движении.
Дзёкэй внес в скульптуру еще большую свободу и экспрессию, о чем свидетельствуют выполненные им изображения Нио и одного из учеников Будды — Юима (Вималакирти).
Сегодня Кофукудзи пользуется заслуженной репутацией сокровищницы буддийской скульптуры, а пятиярусная пагода храма стала символом самой Нара.
|