Знакомства Знакомства Чистая почта Чистая почта Автоновости Автоновости Словари Словари Все проекты

 


Новости Статьи Фотоальбом Словарь разработка фирменного стиля защита картера

Кабинет министров
Кабуки
Кабуто
Кавабата Ясунари
Кавасаки
Кавасаки Хэви Индастриз
Кагава
Кагосима (префектура)
Кагосима (город)
Кагура
Кадомацу
Кайко Такэси
Кайкэй
Каирская декларация
Кайфу Тосики
Какиномото
Како Такаси
Какэмоно
Календарь
Каллиграфия
Камакура (город)
Камакура (ист. период)
Камакура Мацури
Ками
Камикадзэ
Камо Мабути
Кампай
Канагава
Канагаки Робун
Канадзава
Канадзаки Такэнори
Канда
Кан Наото
Кано
Кано Эйтоку
Кансай
Канто (землетрясение)
Канто
Канэбо
Канэко Мицухара
Канэмацу
Као
Капитуляция Японии
Каппа
Караокэ
Каратэ
Касио
Касио Тадао
Касуга Тайся
Касумигасэки
Катакана
Катаяма Сэн
Катаяма Тэцу
Като Такааки
Като Томосабуро
Кацукава Сюнсё
Кацура Рикю
Кацура Таро
Кацусига Хокусай
Качество жизни
Кая Окинори
Квантунская армия
КДД
Кёгэн
Керамика
Кёсэра
Кидо Коити
Кидо Такаёси
Киёвара Фукаябу
Киёмидзудэра
Киёнага
Киёнобу
Киёура Кэйго
Кикукава Эйдзан
Кикути Кан
Кимоно
Кимура Хэйтаро
Кинкакудзи
Кинки
Кино
Киносита Дзюндзи
Ки-но Цураюки
Киодо Цусин
Киото (префектура)
Киото (город)
Кирисима
Киси Нобусукэ
Кисэн
Китайская Восточная железная дорога
Китагава Утамаро
Китакюсю
Китамура Тококу
Китао Сигэмаса
Китахара Хакусю
Кобаяси Исса
Кобаяси Такидзи
Кобе
Кобори Энсю
Когай
Кода Рохан
Кодзики
Кодо
Козыревский И.П.
Койсо Куниаки
Кокинсю
Кокэй
Комацу
Коника
Коноэ Фумимаро
Конрад Н.И.
Конституция Мэйдзи
Конституция Японии
Корейско-Японские отношения
Корин
Космо Ойл
Котацу
Коти (префектура)
Коти (город)
Кото
Котоку Сюсуй
Кофу
Кофукудзи
Кофун
Крестовский В.В.
Крымское соглашение
Ксавье Франциск
Кукай
Куклы
Кулинария
Культура и бизнес
Кумамото (префектура)
Кумамото (город)
Куникида Доппо
Курацукури
Курихара Комаки
Курода Киётака
Куропаткин А.Н.
Куросава Акира
Кусиро Сицугэн
Кусуноки Масасигэ
Кэгон
Кэйдайрэн
Кэндо
Кэнон
Кюдо
Кюсю


Глоссарий » К » Кабинет министров

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — высший орган исполнительной власти в Японии. В его истории можно выделить два этапа: с 1885-го по 1945 г. и с 1945 г. по настоящее время.

В 1868 г. в результате Реставрации Мэйдзи, ликвидировавшей правительство сёгуната Токугава, был учрежден Высший государственный совет (Дадзёкан), по образцу такого же, учрежденного после реформы Тайка в VII в. Он состоял из семи ведомств: администрации, религии, финансов, военных дел, иностранных дел, юстиции и консультативного совета (гисэйкан). Консультативный совет обладал законодательной властью, пять ведомств — исполнительной властью, а Министерство юстиции — судебной властью. Просуществовал Высший государственный совет до 1885 г. — до момента создания кабинета министров Японии по европейскому образцу.

Первый кабинет министров начал свою работу 22 декабря 1885 г., с этого времени перерывов в работе этого государственного органа не было. Сущность довоенного кабинета определяла прусская модель, по которой кабинет назначался императором по рекомендациям гэнро — старейших и особо доверенных политических деятелей — и был подотчетен императору. Он не нес ответственности перед парламентом и не являлся высшим исполнительным органом в государстве. Более того, конституция Мэйдзи никак не регулировала его статус и полномочия.

В состав первого кабинета входил премьер-министр и девять государственных министров, возглавлявших следующие министерства: иностранных дел, внутренних дел, Вооруженных сил, Военно-морского флота, юстиции, образования, сельского хозяйства, торговли и коммуникаций.

Первоначально действовал принцип непартийности кабинета, а решающую роль в нем играли представители высшей знати. Функции премьер-министра были ограниченны: ему приходилось делить власть с гэнро, управляющим императорского двора, членами Тайного совета и военачальниками, он не имел права по своему усмотрению отстранять от должности министров.

С начала ХХ в. кабинетная система стала отходить от принципа непартийности, и хотя по-прежнему премьер-министр назначался императором по рекомендациям гэнро и других советников трона, все чаще этот пост занимал лидер партии парламентского большинства.

После второй мировой войны статус кабинета министров сильно изменился.

Полномочия и порядок работы кабинета министров — высшего исполнительного органа власти — были официально определены Конституцией и «Законом о кабинете министров» от 16 января 1947 г.

Кабинет министров Японии действует в составе: глава кабинета — премьер-министр — и 20 министров. В непосредственном подчинении у главы кабинета находится Канцелярия премьер-министра, а в непосредственном подчинении у министров — 12 министерств: юстиции, иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности, транспорта, связи, труда, строительства, местного самоуправления.

При Канцелярии премьер-министра имеется ряд управлений и комитетов, некоторые из них возглавляют государственные министры.

В составе кабинета министров Японии отсутствуют официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Эти должности были упразднены в результате послевоенных реформ государственного аппарата, чтобы исключить возможность возрождения полицейского произвола и милитаризма. Функции военного министра фактически выполняет государственный министр, возглавляющий Управление национальной обороны, а большинство прежних функций министра внутренних дел возложено на министра по делам местного самоуправления, который одновременно возглавляет и Государственный комитет общественной безопасности.

Согласно Конституции, не менее половины министров должно быть депутатами парламента. Всем министрам, как гласит Конституция, надлежит быть гражданскими лицами, что подразумевает лицо, не состоящее на военной службе и не бывшее в прошлом профессиональным военным. Практика последних кабинетов свидетельствует о том, что обычно не половина, а все министры или подавляющее большинство — депутаты парламента. Глава кабинета — премьер-министр — назначается императором по представлению парламента.

Конституция возлагает на кабинет министров осуществление исполнительной власти. Наряду с общими функциями управления кабинету вменяется в обязанность «...добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел, руководство внешней политикой, заключение договоров; при этом требуется предварительное или в зависимости от обязательств последующее одобрение парламента. Организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом. Составление бюджета и внесение его на рассмотрение парламента. Издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов; при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона. Принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах».

Кабинет министров обладает также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, относящихся к делам государства, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда, за исключением главного судьи, а также всех судей судов низших инстанций; представляет к назначению императором кандидатуру главного судьи; принимает решения о созыве чрезвычайных сессий парламента, созывает чрезвычайные сессии палаты советников в случае, если считает это «крайне необходимым в интересах страны», несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов через регулярные промежутки времени, но не менее чем один раз в год.

Конституция и «Закон о кабинете министров» провозглашают принцип «коллективной ответственности кабинета перед парламентом». Кабинет уходит в отставку в случае выражения парламентом недоверия кабинету или отклонения резолюции о доверии, если премьер-министр не распускает палату представителей в течение 10 дней со дня принятия решения. Каждая из палат может вести расследование деятельности правительства, которое обязано предоставлять парламенту любую требуемую им информацию и отчеты.

Как указывается в «Законе о кабинете министров», кабинет министров «осуществляет свои функции в форме заседаний кабинета». В соответствии с давно установленным порядком очередные заседания кабинета проводятся два раза в неделю. Помимо очередных заседаний проводятся иногда чрезвычайные заседания кабинета. В отдельных случаях некоторые документы получают утверждение кабинета опросным путем. Заседания кабинета министров проводятся при закрытых дверях.

При кабинете министров имеется секретариат, возглавляемый генеральным секретарем кабинета (государственный министр). Секретариат регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. Повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем. Наряду с секретариатом непосредственно при кабинете министров действуют Законодательное бюро кабинета, Совет по делам персонала и Совет национальной безопасности.

При кабинете министров создаются также время от времени на тот или иной срок комиссии и советы, призванные решать различные специальные вопросы.

Центральные административные учреждения кабинета министров подразделяются на Канцелярию премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии входит решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношение ко всем министерствам или к значительной их части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию каких-либо министерств.

Канцелярия состоит из собственно канцелярии и находящихся при ней комитетов и управлений. При канцелярии, но вне ее рамок (на правах самостоятельных ведомств) функционируют, в частности, четыре комитета и семь управлений. В число комитетов входят: Комитет по делам справедливой торговли; Государственный комитет общественной безопасности (шесть членов во главе с председателем в ранге государственного министра), имеющий в своем подчинении Управление полиции; Комитет по урегулированию земельных вопросов; Комитет по делам столичной зоны.

В число управлений входят: Управление Императорского двора; Управление общих дел и координации; Управление по развитию Хоккайдо; Управление национальной обороны; Управление экономического планирования; Управление по науке и технике. Комитеты и управления, действующие при Канцелярии премьер-министра, обладают широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений — Государственный комитет общественной безопасности с подчиненным ему Управлением полиции, Управление национальной обороны, Управление экономического планирования и некоторые другие — выполняют фактически функции министерств.

Все министерства Японии построены, в общем, по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а департаменты — на отделы и секции. Некоторые из министерств имеют еще и самостоятельные управления. Почти при каждом из министерств имеется ряд консультативных комитетов, комиссий и советов, а также всевозможные учреждения, исследовательские институты, учебные заведения, постоянные выставки и т.п.

У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице-министру. Исключение составляют министр финансов, министр сельского, лесного и рыбного хозяйства и министр внешней торговли и промышленности, которые имеют по два парламентских вице-министра. Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом в соответствии с представлениями министров. Парламентские вице-министры оказывают помощь министрам в их парламентской деятельности, в выработке различных планов, в решении административных дел, а также являются исполняющими обязанности министров в отсутствие последних. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства.

Численность персонала министерства устанавливается законом. Особое место в системе японской администрации занимает Ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому-либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Во главе этого органа стоит Совет ревизоров.

Все перечисленные выше учреждения образуют в совокупности центральный административный аппарат Японии, именуемый в японской юридической литературе «вспомогательным». Слово «вспомогательный» подчеркивает при этом верховенство кабинета министров над этим аппаратом, призванным, согласно официальной юридической схеме, быть лишь органом, осуществляющим решения кабинета. В сущности же эти учреждения представляют собой костяк всей государственной машины Японии.

В рамках проводящейся административной реформы и исходя из принятых в 1999 г. законов кабинет министров подлежит серьезной реорганизации, которая должна быть завершена к январю 2001 г. Реформа центральных правительственных учреждений предполагает смягчение государственного регулирования и передачу части прав и функций центра органам местного самоуправления, рационализацию и упрощение структуры и повышение эффективности работы административного аппарата.

В состав кабинета министров войдут премьер-министр и до 17 государственных министров, трое из которых могут при необходимости быть задействованы главой правительства для выполнения особых поручений. Расширяются права премьер-министра, за ним закрепляется инициатива в определении принципиального курса кабинета по важнейшим направлениям политики, соответственно укрепляется аппарат, занимающийся под его руководством планированием и разработкой предложений по правительственной политике. Усиливается координирующая роль секретариата кабинета министров, в которую преобразуется нынешняя Канцелярия премьер-министра.

Резко сокращается число министерств и управлений, возглавляемых государственными министрами. Вместо Управления общих дел и координации, Министерства по делам самоуправления и, частично, Министерства связи будет учреждено Министерство общих дел; Управление по делам государственных земель, Управление по развитию Хоккайдо, Министерство транспорта и Министерство строительства сольются в Министерство государственной территории и коммуникаций; Министерство здравоохранения и социального обеспечения будет объединено с Министерством труда, а Министерство просвещения — с Управлением по науке и технике. Управление по делам окружающей среды станет министерством. Реорганизация затронет также Министерство финансов: часть его прежних функций, которая ныне передана недавно созданному Комитету финансового оздоровления, в дальнейшем будет возложена на Управление денежного обращения.

Затем намечено провести рационализацию, сокращение, перевод в разряд самостоятельных административных юридических лиц многочисленных вспомогательных учреждений, находящихся в подчинении у министерств и управлений. Планируется также сокращение общей численности правительственных чиновников на 25%.

 


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Rambler's Top100
http://www.dodi.ru/glossary/ru/k/k1/   ·  Программирование Logic Systems
По вопросам рекламы обращаться: adv_2006@bk.ru