ЁСЭ — традиционный камерный театр комедии.
В прошлом многие театры ёсэ помещались в деревянных домах японского
стиля, зрители в которых сидели на татами,
однако после второй мировой войны урбанизация почти не оставила
таких традиционных японских театров.
В марте 1979 г. в Токийском национальном театре
состоялось открытие традиционного театра ёсэ — часть кампании
за сохранение и развитие национальных драматических жанров,
объединяемых искусством ёсэ. Спектакли этого театра относятся
в основном к жанру ракуго (дословно — «рассказы с комической
концовкой») — комические, а иногда и сатирические рассказы,
полные острот и каламбуров, с неожиданной концовкой. Они
развивались из анекдотов, которые создавали профессиональные
рассказчики — ракугока. Исполнитель, по обычаю одетый в
кимоно,
усаживается на сцене на подушке для сидения. Из реквизита
у него в руках только веер
и полотенце.
Героями ракуго были представители различных слоев общества, тематика повествования не ограничивалась ни временем, ни социальной принадлежностью действующих лиц. Это были смешные истории, связанные с бытовыми, политическими, историческими и злободневными ситуациями.
В связи с тем, что большинство монологов ракуго
относится к периодам
Эдо (1600–1868) и Мэйдзи
(1868–1912), когда эта форма комедийного жанра достигла
своего расцвета, их содержание зачастую отражает мало знакомый
современному слушателю образ жизни, а традиционный ракуго
сегодня не так популярен, как в прошлом. Поэтому многие
исполнители ракуго сами пишут сатирические рассказы, более
соответствующие современности.
Другой популярный жанр ёсэ — мандзай. Комические диалоги мандзай
происходят от традиционных новогодних представлений, в ходе
которых бродячие актеры исполняли песни и танцы, а позже
разыгрывали комедийные сценки. С 1930-х гг., когда исполнители
стали выступать в европейских костюмах, диалоги мандзай
с их добродушным юмором обрели многочисленных почитателей.
Одно время в Осака
мандзай даже превзошел по популярности ракуго и другие жанры
ёсэ. С распространением телевидения мандзай уверенно вошел
в телепрограммы, включив в себя элементы мюзиклов, фарса
и других жанров.
Искусство ёсэ также представлено жанрами кодан, или художественное чтение, и нанивабуси, вид повествовательной баллады, называемый также рокёку. Кодан (дословно — «чтение лекции», «публичное выступление») — это рассказы, основой для которых послужили выступления странствующих сказителей. Постепенно тематика рассказов расширялась. Кроме битв прошлого они стали повествовать о семейных конфликтах в знатных феодальных домах, о судебной практике полулегендарного судьи Ооки Сэйдана, о необычных происшествиях из жизни горожан, о политических событиях своего времени. Эти рассказы были очень популярны. В начале ХIХ в. насчитывалось 800 рассказчиков — коданси.
Не все темы рассказов нравились властям. Нередко выступления популярных
рассказчиков запрещались, а один из лучших коданси середины
ХVIII в. Баба Бунко в 1758 г. был обезглавлен за рассказ
о несправедливости бакуфу.
Такие виды развлечений, по-прежнему входящие в традиционные программы ёсэ, как фокусы и искусное вырезание силуэтов из бумаги, заполняют антракты между актами мандзай и ракуго.
|