ИДЗУМО-но Окуни — храмовая танцовщица из
провинции Идзумо
(XVI–XVII вв.). Ее социальное происхождение точно неизвестно.
Предполагают, что она была дочерью кузнеца.
Окуни выступила в Киото
с танцем-молитвой (нэмбуцу-одори), обычным для храмовой
танцовщицы. Возможно, что в действительности Окуни не имела
никакого отношения к храму и просто выбрала религиозную
форму представления, так как в то время собирать деньги
за представление в интересах церкви было спокойнее и надежнее.
Ободренная успехом, Окуни начала постепенно
расширять программу своих выступлений. К ставшему знаменитым
танцу нэмбуцу-одори, который она исполняла соло, были добавлены
танцевальные сценки, имитирующие представления театра
Но. Нередко Окуни появлялась на сцене в мужском костюме
с двумя самурайскими мечами у пояса и изображала страстную
любовь к куртизанке. Это и стало рождением театрального
жанра кабуки.
Представления труппы Окуни привлекали как зрителей,
так и приверженцев нового жанра, желавших присоединиться
к ее труппе. Эти представления вызвали интерес также и у
сочинителей комических интерлюдий — кёгэнов,
которые искали возможности большей свободы в творчестве,
чем было дозволено канонами и покровителями театра Но. Постепенно
новое зрелище обретало драматическую основу. Темами для
спектаклей служили случаи из современной жизни, широко известные
исторические события или сюжеты из репертуара сказителей
дзёрури.
В качестве музыкального сопровождения использовались барабаны и флейты, заимствованные из театра Но.
На представления труппы Окуни собирались тысячи горожан. Поскольку представителям высших классов не разрешалось присутствовать на сборищах вместе с простыми людьми, по обе стороны от сцены сооружали специальные закрытые решетками ложи (садзики) для высокопоставленных гостей. Это архитектурное добавление было первым шагом к сооружению стационарного закрытого театрального помещения, где и актеры, и зрители находились под крышей.
Окуни умерла примерно в 1610 г. Более точная дата ее смерти неизвестна, так как и другие танцовщицы называли себя этим именем, используя его популярность. Все труппы Кабуки в этот период назывались «окуни-кабуки».
|