ИДЗАНАГИ И ИДЗАНАМИ — божества синтоистского пантеона.
Их имена не расшифрованы, есть предположение, что они означают «первый мужчина» и «первая женщина».
В японской мифологии эти боги последние из пяти
поколений богов, являющихся на свет парами, после семерых
богов, которые были «каждый сам по себе и не дали себя увидеть»
(«Кодзики»,
св. I).
Они — первые божества, имеющие антропоморфный облик и обладающие способностью рождения других богов. Высшие небесные боги, явившиеся первыми при разделении неба и земли, поручают им «оформить» землю, которая находится еще в жидком, бесформенном состоянии и, подобно всплывающему жиру, медузой носится по морским волнам (св. I), и создать страну.
Миф рассказывает, как, стоя на мостике над небесным потоком, оба бога погружают пожалованное им высшими богами копье в морскую воду и месят ее, вращая копье, а когда затем они поднимают копье, капли, падая с него, загустевают и образуют остров. Он получает название Оногородзима (Самозагустевший). Сойдя на остров, оба бога превращают его в срединный столб всей земли, а затем совершают брачный обряд, состоящий в церемонии обхождения вокруг столба и произнесения любовного диалога. Однако рожденное ими потомство оказывается неудачным. Обеспокоенные неудачей, оба бога обращаются к высшим небесным богам за советом и с помощью магических действий узнают, что причина кроется в неправильном совершении ими брачного обряда: брачные слова первой произнесла богиня Идзанами — женщина. Боги повторяют обряд, но теперь первым говорит Идзанаги.
От их брака на свет появляются острова — они и составляют страну Японию, а затем боги-духи, заселяющие ее: это боги земли и кровли, ветра и моря, гор и деревьев, равнин и туманов в ущельях и многие другие. Последним является бог огня Кагуцути, рождение которого опаляет лоно Идзанами, и она умирает — согласно мифу, удаляется в царство мертвых ёми-но куни. Горюя о ее кончине, ведь страна, которую оба бога должны были создать, «еще не устроена», Идзанаги отправляется за ней в подземное царство.
Миф рассказывает о его злоключениях в стране
смерти, бегстве из нее и о расторжении им брака с Идзанами,
ставшей божеством подземной страны. Затем Идзанаги совершает
очищающее омовение, во время которого является на свет множество
богов. Последними рождаются три великих божества: от капель
воды, омывших левый глаз Идзанаги, является богиня солнца
Аматэрасу,
от воды, омывшей его правый глаз, — бог ночи и луны Цукиёми,
и, наконец, от воды, омывшей нос Идзанаги, является бог
ветра и водных просторов Сусаноо.
Идзанаги распределяет между ними свои владения: Аматэрасу,
старшая сестра, получает в управление такамо-но хара — равнину
высокого неба, бог луны — царство ночи, а Сусаноо — равнину
моря.
В этом мифе, наиболее подробно изложенном в
«Кодзики», обрисован космогонический процесс, дано описание
брачного обряда у древних японцев. Можно также с известной
степенью достоверности определить ступень развития древнего
японского общества, достигнутую ко времени создания мифа,
как переход от материнского права к отцовскому: именно то,
что при заключении брачного обряда женщина заговорила первой,
привело к рождению «неудачного» потомства, и лишь вмешательство
высших богов помогает исправить ошибку. О том же говорит
и рождение детей одним лишь Идзанаги, без участия женского
божества, и то, что Идзанами становится олицетворением сил
смерти, темным началом, Идзанаги же представляет светлые
силы, защищающие людей, и даже становится покровителем рожениц.
Как отец трех главных божеств, он выступает и как глава
патриархальной семьи, производящий между детьми раздел наследства,
каковым является Вселенная.
Оба бога упоминаются также в «Нихонги»,
в «Идзумо фудоки». В «Нихонги», в частности, указывается,
что местом зарождения культа Идзанаги была провинция Авадзи
(ныне Авадзи(сима)
в префектуре Xёго).
|