ИСИВАРА Кандзи (1889–1949) — генерал, крупнейший японский военный теоретик XX в. и самобытный философ.
Уроженец префектуры Ямагата,
сын полицейского и потомок самураев.
Несмотря на слабое здоровье, избрал военную службу и, обладая
железной волей и дисциплинированностью, зарекомендовал себя
как хороший кадет, а затем офицер.
Исивара был знатоком европейской военной истории и теории. Известно было, что он преклоняется перед Наполеоном. С 1921 г. преподавал в Академии Генерального штаба.
Во время командировки в Германию (1922–1924)
сблизился с реформистски настроенными офицерами. Тогда же
Исивара стал адептом буддизма
секты Нитирэн,
философия и религиозная практика которой (особенно медитации)
оказали огромное влияние на его идеи и личность.
По возвращении в Японию вел в Академии Генерального штаба (1925–1928) курсы всеобщей и европейской военной истории, которые приобрели большую популярность.
В 1928 г. подполковник Исивара был назначен офицером штаба Квантунской
армии, ответственным за разработку оперативных планов,
и зарекомендовал себя как блестящий тактик. Предпринятые
по его инициативе и под его руководством разведывательные
операции, включая новое картографирование всего региона,
стали основой успеха оккупации Маньчжурии, план которой
в основном также разработал Исивара.
Опираясь на поддержку группы офицеров Квантунской
армии во главе с полковником С. Итагаки и будучи полностью
уверен в правоте своих расчетов, Исивара подготовил и провел
операцию по провоцированию боевых действий и оккупации Мукдена
17–18 сентября 1931 г., положивших начало Маньчжурскому
инциденту. Ни командующий армией генерал, ни военное
министерство и правительство в Токио
не были проинформированы об этих планах, а их попытки локализовать
конфликт и урегулировать его мирным путем открыто саботировались
группой Исивара—Итагаки, стремившейся к полной оккупации
Маньчжурии и созданию там подконтрольного Японии режима.
Произведенный в 1932 г. в полковники, Исивара
занялся не только военным, но и политическим планированием,
став одним из создателей государства Маньчжоу-го,
которое рассматривал как полигон для радикально-реформаторских
экспериментов, невозможных пока в самой Японии.
Усиливавшееся влияние Исивара, считавшегося «мозгом» Квантунской армии, вынудило руководство министерства вернуть его в Японию, где он командовал полком в Сэндае (1932–1935), но затем был назначен на важную должность начальника оперативного сектора, затем отдела Генерального штаба (1935–1937).
Один из организаторов ликвидации военного мятежа в Токио 26–29 февраля 1936 г. В том же году разработал план коренного переустройства политической системы Японии в сторону установления военной диктатуры, предлагая в диктаторы своего друга и союзника С. Итагаки. В 1937 г. произведен в генерал-майоры и назначен заместителем начальника штаба Квантунской армии.
В августе 1938 г. вернулся в Японию, где благодаря протекции военного министра С. Итагаки получил необременительное назначение командующим укрепленным районом Майдзуру, посвящая большую часть времени работе над своими сочинениями и чтению буддийской литературы.
В 1939 г. произведен в генерал-лейтенанты и назначен командиром
дивизии в Киото.
В 1941 г. Исивара был уволен в запас из-за конфликта с Тодзё,
ставшим военным министром, и перешел на работу в университет
Рицумэйкан в Киото. Тогда же были изданы его первые книги
по военной истории и теории. Он открыто и резко критиковал
политику Тодзё, не останавливаясь перед личными выпадами,
из-за чего вскоре оставил преподавание. После капитуляции
Японии возобновил свою деятельность лектора, называя главной
причиной поражения деятельность «клики Тодзё».
Исивара не был предан суду как военный преступник (видимо, из-за
репутации противника и жертвы режима Тодзё), хотя в ходе
Токийского
процесса его решающая роль в подготовке и осуществлении
захвата Маньчжурии была установлена со всей очевидностью.
Последние годы Исивара не переставал работать над планами национального возрождения, выступая за «простую жизнь» и «возвращение к земле», к сельскому хозяйству как основе японской цивилизации. Предсказывая, что «последней войной» будет конфликт СССР и США, призывал страны Азии избежать участия в нем, чтобы в результате обеспечить свою независимость от обеих сверхдержав.
|