ХОРЮДЗИ — Храм процветания Закона, древнейший буддийский храм Японии.
В 607 г. принц Сётоку тайси удалился в селение Икаруга, километрах в десяти к юго-западу от нынешнего города Нара. Говорят, он поселился в Икаруга, устав от дворцовых интриг и решив серьезно заняться изучением буддизма. Ему приписывают авторство комментариев к нескольким сутрам, хотя соответствующая запись в «Нихонги» в последнее время ставится под сомнение. Бесспорным же остается то, что, поселившись в Икаруга, принц повелел построить храм, вошедший в сокровищницу мирового зодчества.
Храм был завершен в 616 г., но в 670 г. сгорел, пораженный молнией. Некоторое время спустя он был вновь отстроен по оригинальному проекту в нескольких сотнях метров восточнее первоначального места. Здесь он остается по сей день, известный каждому японцу и многим людям в мире под именем Хорюдзи — Храм процветания Закона.
Икаруга и сегодня сохраняет очарование тихого сельского уголка. Миниатюрные рисовые поля на слегка всхолмленной равнине, спокойная речка, цветение персиков и сакуры весной... Храмовые постройки окружены негустой рощей криптомерий. Весь комплекс состоит из 53 зданий, расположенных на площади в 90 тысяч квадратных метров. В пределы храма проходят через Нандаймон — Большие южные ворота. Хорюдзи, как и другие храмы описываемой эпохи, выстроен в полном соответствии с канонами китайского храмового зодчества: фасадом он обращен на юг, постройки в основном размещены по оси север—юг, при этом главные находятся в северной части комплекса, поскольку север считался зоной повышенной сакральности. Этот принцип соблюдался впоследствии и при строительстве городов, прототипами которых служили первые храмы.
Пройдя несколько десятков метров по мощенной каменными плитами дорожке, посетитель оказывается перед Тюмон — Внутренними воротами, от которых в обе стороны расходятся крытые галереи — кайро, поворачивающие затем под прямым углом на север, чтобы в конечном счете примкнуть к стенам кодо — зала для проповедей. В образовавшемся прямоугольном пространстве размещены кондо — главный (дословно — золотой) зал, вмещающий алтарь, и пятиярусная пагода. Этот неотъемлемый атрибут буддийских храмов ведет свое происхождение от ступы — постройки, где хранятся мощи Будды. Этот комплекс построек называется Сай-ин (Западный храм). С востока к нему примыкает еще один блок — То-ин (Восточный храм), расположенный, как считают, на месте резиденции Сётоку Тайси. В центре его — восьмиугольное строение — Юмэдоно (Зал мечтаний), названное так потому, что, как утверждает традиция, воздвигнуто именно там, где принц проводил дни, погруженный в размышления над сутрами.
Внутренние ворота, расходящиеся от них крытые галереи, пятиярусная пагода и главный зал — самые старые деревянные строения не только в Японии, но во всем мире. По ним можно судить о характерных особенностях храмовой архитектуры VII в., воспринявшей основные черты китайского зодчества предшествующей эпохи.
Возвышающаяся на 32 метра пятиярусная пагода стала прототипом многих подобных сооружений последующих веков. Слегка уменьшающиеся кверху от яруса к ярусу крыши придают постройке спокойный ритм, лишают ее силуэт активной устремленности вверх. Пагода по-своему величественна, но ее величие не подавляет.
Такие же чувства вызывает и главный зал с его двухъярусной крышей и идущей по всему периметру здания крытой галереей.
Хорюдзи привлекает не только своей архитектурой. В его строениях разместилось 265 буддийских статуй и свыше полутора тысяч произведений живописи и декоративного искусства давнего прошлого. Венчают эту сокровищницу свыше десятка скульптур VII в., среди которых и Троица Шакъямуни, отлитая из бронзы мастером Курацукури-но Тори за упокой души Сётоку Тайси, скончавшегося за год до этого.
Среди других скульптур Хорюдзи особенное внимание привлекает изображение бодхисаттвы Каннон (Авалокитешвара), издавна известное под названием Кудара Каннон — Каннон из Пэкче.
В Зале мечтаний находится статуя Кудзэ Каннон, которая сохранилась значительно лучше, чем большинство других статуй в Хорюдзи. Дело в том, что до 1884 г. она была укрыта в специально сооруженном для нее алтаре и избежала тем самым воздействия многих негативных факторов.
С тех пор как Хорюдзи был отстроен после пожара 670 г., немало политических бурь пронеслось над Японией, и не раз равнина Ямато становилась ареной кровавых столкновений враждующих кланов и групп, превращавших целые города и селения в дымящиеся развалины. А вот Хорюдзи избежал разрушений, что позволило донести до наших дней его бесценные сокровища. На протяжении многих веков надежной защитой Хорюдзи служило преклонение, которое вызывало у японцев само имя Сётоку Тайси, обожествленного вскоре после смерти и ставшего объектом культа почти во всех основных школах японского буддизма.
Беда в Хорюдзи пришла в январе 1949 г., когда во время ремонта главного зала внезапно вспыхнул пожар, который почти полностью уничтожил его интерьер. Вывезенные на время ремонта из зала статуи не пострадали, но серьезный ущерб был нанесен фрескам, представлявшим собой редчайшие образцы ранней буддийской живописи Японии. К счастью, сохранились сделанные незадолго до пожара фотографии фресок, в том числе в их натуральную величину. К восстановлению фресок привлекли 14 виднейших художников, и среди них таких признанных патриархов живописи в японском стиле, как Ясуда Юкихико и Маэда Сэйсон, которым в 1967 г., когда началась работа по восстановлению фресок, было соответственно 83 и 82 года. Целый год трудились они вместе с десятками других мастеров — изготовителями специальной японской бумаги и натуральных красок, фотографами, штукатурами и т. п. И фрески были возрождены.
Восстановление фресок Хорюдзи — само по себе событие выдающееся, которое останется в истории лучших достижений искусства реставрации. И в то же время оно очень типично с точки зрения отношения японцев к своему культурному достоянию, для сбережения которого они не жалеют ни сил, ни средств...
|