ГИНКАКУДЗИ — Серебряный павильон, одна из величайших сокровищниц Японии.
Он сооружен в 1483 г. в восточной части Хэйан(Кё)
(Киото) во время правления сёгуна Ёсимаса Асикага
(1434–1490). Это двухэтажный дворец с четырехскатной крышей,
увенчанной бронзовой фигурой Феникса. Широкие выносы карнизов
отделяют второй этаж от нижнего. Углы крыши и карнизов слегка
приподняты. Верхний этаж опоясан галереей. Два цвета доминируют
в облике павильона: многочисленные оттенки коричневого,
естественного цвета старого дерева, и белый с голубым отливом
— цвет бумаги, которой оклеены решетки узорчатых окон и
раздвижных стен.
Павильон поражает своей красотой, но не сверкающей, а затаенной, глубинной, восхищает своими мягкими и в то же время четкими очертаниями, повторенными на зеркальной поверхности расположенного рядом озера.
Сад, храм и гора Хигасияма, покрытая густым лесом, у подножия которой расположился Серебряный павильон, составляют единое целое, они неотторжимы друг от друга.
Согласно историческим преданиям, сёгун Асикага
Ёсимаса построил Гинкакудзи как отклик на Золотой павильон
— великолепное творение его деда, сёгуна Асикага
Ёсимицу. Якобы первоначально предполагалось, что стены
Серебряного павильона, который тогда назывался Хигасияма-доно
(Дворец горы Хигасияма), а также Каннон-дэра (Храм, посвященный
богине милосердия Каннон), будут покрыты серебром, подобно
тому, как в Золотом павильоне — золотом. Но то ли сёгуну
не хватило средств, то ли, увидев, как прекрасно лунный
свет играет на деревянном покрытии крыш и стен дворца, он
решил отказаться от серебра.
Отблеск луны, отраженный поверхностью озера и дающий неповторимое освещение дворцу и саду, стал доминирующим в восприятии павильона. Более того, создается впечатление, что и в дневные часы павильон излучает серебристое сияние. Трудно понять, в чем причина такого свечения: возможно, этому способствуют раздвижные створки окон, оклеенные белой с голубым отливом бумагой; возможно, причина — в особом способе покрытия крыши, благодаря которому в зависимости от времени суток и освещения она меняет свой оттенок.
Серебристое сияние павильона поражало и людей XV в., и их потомков. Не случайно несколько столетий спустя, в XVIII в., в саду дворца из светлого песка и мелкой гальки было создано «каменное» Серебряное озеро (Гинсадан), очертания которого напоминают знаменитое озеро Сиху в Китае. На поверхности «каменного» озера проведены светлые полосы, как бы повторяющие льющиеся потоки лунного света. Рядом с «каменным» озером в том же XVIII в. из белого песка и светлой гальки была сооружена горка в форме усеченного конуса.
В истории японской культуры Серебряному павильону
принадлежит исключительное место. Его архитектура, принципы
организации жилого пространства, соединение дома и сада,
связанные с философско-эстетическими представлениями дзэн-буддизма,
знаменуют новый этап в развитии японского искусства. В японской
культуре есть такие понятия, как «стиль Хигасияма», «культура
Хигасияма». Истоки «стиля Хигасияма» неразрывно связаны
с Серебряным павильоном. Серебряный павильон создавался
и как дворец, и как храм, посвященный бодхисаттве Каннон.
На верхнем этаже павильона располагался буддийский алтарь,
на нижнем — жилые комнаты. Впервые во дворце стали использоваться
раздвижные стены: внутренние (фусума)
и внешние (сёдзи).
Когда сёдзи снимали, сад, созданный великим мастером Соами,
становился неотъемлемой частью дома. Основным компонентом
сада является озеро, в котором отражаются очертания павильона.
Поднимающиеся из воды причудливой формы камни подчеркивают
его контуры.
Во дворце была создана комната для занятий (сёин).
В комнате имелась ниша (токонома)
— эстетический центр жилого пространства. В токонома вывешивался
свиток с живописью, ставилась ваза для цветов. Здесь помещалась
полочка (тана) для книг и письменных принадлежностей. Пол
комнат покрывался циновками — татами.
Архитектурный стиль, впервые воплощенный в Серебряном павильоне,
стал именоваться сёин-дзукури. Этот стиль оказал огромное,
решающее влияние на развитие всей последующей японской архитектуры
и культуры. Его воздействие ощущается и сегодня.
|