ДЗИДАЙ МАЦУРИ — один
из самых представительных праздников, посвященных истории
страны, хотя он сравнительно молод. Первый раз отмечался
22 октября 1895 г.: в год постройки святилища Хэйан
дзингу — в ознаменование 1100-летней годовщины основания
Киото.
Святилище посвящено первому и последнему императорам, жившим
здесь.
Праздник начинается рано утром торжественной
службой в святилище, во время которой возносятся молитвы
в честь двух императоров. Затем выносят микоси — священные
паланкины, в которые, как утверждают, переселяются на время
праздника души императоров. Позже микоси займут свое место
в процессии, которая пройдет от Хэйан дзингу до императорского
дворца Госё
и вернется обратно. Началом ее считается момент, когда шествие
проходит под сводами храмовых ворот — тории,
самых больших в стране.
В процессии предстaвлены все исторические эпохи
в соответствии с периодизацией, принятой в Японии. Разворачиваются
они в обратном порядке — от самой близкой к сегодняшним
дням до самой древней. Возглавляют процессию представители
эпохи
Мэйдзи (1868–1912). Это главным образом солдаты императорской
армии и участники крестьянских отрядов, которые сыграли
большую роль в событиях Реставрации
Мэйдзи, когда была восстановлена власть императора и
положен конец господству сёгунов.
В процессии периода сёгуната Токугава
(1600–1868) представлен эпизод посещения императорского
дворца посланником сёгуна,
принесшего богатые дары. Здесь много красиво и богато одетых
женщин: принцесса, предназначенная в жены последнему сёгуну,
выдающаяся поэтесса и художница Отагаки Ракгэцу, основательница
искусства театра Кабуки
— танцовщица Идзумо-но
Окуни.
Период Адзути-Момояма
(1568–1600) представлен великими объединителями страны —
Ода
Нобунага и Тоётоми
Хидэёси. Шествие, посвященное первому правителю, изображает
въезд этого могущественного феодала в Киото, куда он прибыл
по повелению императора восстановить город, сильно пострадавший
во время феодальных войн. В процессии, связанной с именем
Хидэёси, воспроизведен эпизод, когда его сын в сопровождении
свиты наносит визит императору по случаю своего совершеннолетия.
В шествии периода
Камакура (1185–1333) представлены в основном самураи
в различном облачении. Здесь не видно ни поэтов, ни художников,
ни деятелей других видов искусств. Это была эпоха суровых
воинов.
А вот следующая за ней процессия эпохи
Хэйан, длившейся почти 400 лет (794–1185), пышна, нарядна,
красочна. И мужчины, и женщины в сверкающих костюмах — ведь
они представляют императорский двор, который был средоточием
всего самого изысканного и изящного. Конечно, шествие представлено
выдающимися женщинами Хэйана — Мурасаки
Сикибу, Сэй
Сёнагон, Оно-но
Комати. Завершают праздничную процессию персонажи эпохи
Нара (710–794), в центре которой находятся микоси с
душами двух императоров.
Замыкает процессию веков колесница с золотой птицей Хоо на крыше. Это персонаж китайской мифологии: у нее змеиная кожа, рыбий хвост, черепашья спина и куриный клюв. Миф говорит, что размах ее крыльев — 11 781 км. В образе этой птицы заключена идея защиты всего живого на земле от всяких невзгод. Ее появление считалось счастливым предзнаменованием. Так в зримых образах проходит перед глазами сегодняшнего поколения история страны.
|