БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
. Финансовый год в Японии начинается 1 апреля и заканчивается
31 марта. К концу августа министерства и другие правительственные
ведомства представляют в Министерство
финансов свои бюджетные заявки на предстоящий финансовый
год. Министерство финансов сравнивает эти запросы с предполагаемыми
доходами, составляет проект бюджета к концу декабря и представляет
его кабинету министров. После одобрения кабинетом министров
правительство представляет бюджет на утверждение в парламент
и старается обеспечить его принятие до начала нового финансового
года.
В своей доходной части государственный бюджет формируется главным образом за счет налоговых поступлений. Среди этих поступлений около 40% составляет подоходный налог с физических лиц, около 30% — налог на юридические лица (на прибыли компаний) и также около 30% — косвенные налоги (алкогольные напитки, сигареты, предметы роскоши).
До середины 70-х гг. налоговые поступления в целом покрывали государственные
расходы. К государственным займам правительство прибегало
в небольших масштабах для целевого финансирования строительства
государственных объектов. В 1975 г. произошло заметное снижение
налоговых поступлений, вызванное мировым нефтяным кризисом.
Правительство Японии инициировало закон, предусматривающий
выпуск государственных облигаций на 2 трлн. иен для покрытия
дефицита бюджета. К концу 1978 г. общий государственный
долг составил 10 трлн. иен. В 1979 г. за счет государственных
займов финансировалось 34,7% всех общегосударственных расходов.
Выплаты процентов по этим займам стали крупной расходной
статьей государственного бюджета.
Во внутренней политике 80-х гг. главным вопросом была финансовая реформа, целью которой являлось значительное сокращение к 90-м гг. государственных займов для покрытия дефицита бюджета. В 1987 г. уже 19,4% общегосударственных расходов финансировалось за счет выпуска государственных облигаций. В 1996 г. за счет выпуска государственных облигаций финансировалось 28% бюджета.
Реализация государственного бюджета осуществляется в трех основных формах: прямые выплаты (в основном на содержание административного аппарата), расходование средств по спецсчетам (пенсионное обеспечение, социальное страхование, общественные работы, оборона) и финансовая помощь местным администрациям.
|