БУСИДО («Путь воина»)
— морально-этическое учение о нормах поведения самураев
(буси).
Несмотря на то, что кодекс никогда не формулировался официально в письменном виде, он имел исключительно сильное влияние на формирование мировоззрения, философии и жизненных принципов военного сословия и в целом всего японского народа.
Основы Бусидо возникли практически одновременно
с формированием устойчивого класса воинов в IХ–ХI вв. н.
э.
Верность и готовность выполнить любой приказ господина становились определяющими качествами для самурая. Его жизнь и смерть были подчинены только закону чести и самурайского долга. Чувства обычного человека не имели для воина никакого значения.
Основными идейными источниками для возникновения
кодекса чести воина, как часто называют Бусидо, явились
конфуцианство, синтоизм
и буддизм
(особенно секты Дзэн).
Основные морально-этические нормы конфуцианства, прежде
всего верность долгу, чести, понятие и характеристики «благородного
мужа», сочетались с буддийским трепетным отношением к смерти
и, как следствие, равнодушием к жизни, верой в возможность
перерождения в лучшем качестве в зависимости от того, как
удалось прожить и завершить свою жизнь.
Путь к идеалу лежал через тяжелейшие психофизические упражнения дзэн-буддизма, тренировки с оружием, сражения и смерть.
Некоторые нормы поведения самураев были изложены
в «Законе о военных домах» — «Букэ сёхатто». Затем вышла
в свет книга Дайдодзи Юдзана «Будо сёсин сю» — «Основы воинских
искусств». Самым же известным трудом на эту тему явилась
книга бывшего самурая Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ»
(«Сокрытое в листве»), опубликованная в 1716 г. Помимо всего
прочего, автор в этой книге акцентировал внимание воинов
на почетности и даже необходимости насильственной смерти
для самурая.
В ситуации, когда честь воина хотя бы случайно
задета, следовало немедленно выбирать смерть. Как правило,
воины следовали этому совету, и ритуальное самоубийство
— сэппуку
(или харакири) — было распространено необычайно широко.
Популярность разных его видов достигла таких размеров, что
правительство сёгуна
вынуждено было бороться с ним законодательно.
После Реставрации
Мэйдзи популярность Бусидо пошла на убыль, но не исчезла
совсем. Уже в конце XIX в. бывший самурай Нитобэ
Инадзо написал книгу, которую так и назвал: «Бусидо:
дух Японии», ставшую одним из последних ярких примеров письменной
характеристики Пути воина. Являясь частью национального
самосознания, Бусидо в некоторые периоды японской истории
вновь становился для общества актуален и сознательно использовался
японскими политиками для повышения боевого духа солдат и
для поддержания идеи национального превосходства.
Так происходило во время ведения Японией войн
в конце ХIХ в. и начале ХХ в., когда милитаристское правительство
фактически сделало экспансию национальной политикой, а также
до и во время второй мировой войны.
Наиболее яркий пример использования Бусидо в
это время — летчики-смертники, так называемые камикадзэ.
Идея жертвования своей жизнью по приказу императора являлась
для них всего лишь нормой Бусидо, в обязательности исполнения
которой не может быть никаких сомнений. После окончания
войны примеры следования Пути воина в таких ортодоксальных
формах стали гораздо более редкими. Один из последних —
самоубийство знаменитого писателя националистического толка
Мисима
Юкио, совершившего сэппуку после неудачной попытки военного
переворота в 1970 г.
|