БУНРАКУ — самый крупный кукольный театр
Японии, являющийся хранителем традиций, названный по имени
организатора и постановщика первых спектаклей Уэмура Бунракукэн
(1737–1810). Он был открыт в 1872 г. в Осака,
на вывеске было написано: «Дозволенный правительством кукольный
театр Бунраку». Это название стало символом японского традиционного
кукольного театра (нингё дзёрури) вообще.
Cоединение кукольного представления с народным
песенным сказом дзёрури,
исполняемым под аккомпанемент сямисэна,
относится к концу ХVI — началу ХVII в.
Сначала кукольные представления устраивались
в старой столице Киото
на открытых площадках русла периодически пересыхающей реки
Камо. В начале ХVII в. кукольники перебрались в только что
основанную новую столицу Эдо.
Однако после пожара 1657 г. кукольные театры снова переместились
в район Осака — Киото, где обосновались окончательно. Появились
стационарные кукольные театры с хорошо оборудованными сценами.
Их устройство без существенных изменений дошло до наших
дней.
Куклы для представлений Бунраку изготавливаются в размере 1/2–2/3 человеческого роста. Каждую куклу, как правило, ведут три оператора. Наиболее опытный из них управляет движениями головы (глаза, веки, брови, рот) и правой рукой куклы. Второй оператор двигает левой рукой куклы, третий — ее ногами. Сами операторы одеты в черные балахоны, укрывающие с головой. Через несколько минут после начала представления зрители перестают видеть оператора: их внимание сосредоточено исключительно на движениях кукол. В редких случаях, когда в роли первого оператора выступает известный артист, ему позволяется не укрывать свое лицо под черным капюшоном.
Представление идет под голос певца-сказителя
гидаю
и ритмический музыкальный аккомпанемент на трехструнных
сямисэнах и барабанах. Гидаю говорит от лица всех занятых
в представлении кукол — мужчин, женщин, детей, обозначая
лишь голосом, изменяющимся от баса до фальцета, кому принадлежат
слова.
В 1956 г. было построено новое здание театра Бунраку, сочетающее элементы, характерные для традиционной японской театральной классики, с самым современным театральным оборудованием. Этот театр функционирует до сих пор. Теперь он называется «Асахидза», а «Бунраку» сохранилось как название труппы, которая в нем выступает.
Труппа неоднократно переживала трудные времена, она раскалывалась, объединялась, находилась на грани банкротства.
В 1963 г. образовалась ассоциация «Бунраку кёкай» с участием государственных и частных организаций, ведающая делами этого театра.
В 1964 г. театр был объявлен важной культурной ценностью, находящейся под покровительством государства.
В 1966 г. у театра появилась еще одна прекрасная сцена в государственном театре в Токио. С 1962 г. начались гастроли театра Бунраку за рубежом.
|