БУДО — общее название для традиционных боевых искусств японцев.
Еще в период раннего феодализма в стране сформировались
основные направления нравственного и физического обучения
представителей военного сословия. Каждый из самураев
обязан был овладеть «будзюцу» (дословно — «боевое мастерство»).
Позже этот комплекс стали называть «бугэй» («боевое искусство»).
В японских рукописях того времени довольно часто
попадается словосочетание «бугэй дзюхаппан» («18 боевых
искусств»). Сюда включались: кюдо
— искусство стрельбы из лука, кэндо
— фехтование на мечах, искусство верховой езды, содзюцу
— владение копьем, плавание, яидо — умение быстро выхватывать
меч из ножен, что обеспечивало мгновенную победу более подготовленному,
владение коротким мечом, умение обращаться с дзиттэ — стальной
палкой длиной около 45 см с крючком у рукояти, которой можно
было не только отразить удар меча, но и обезоружить противника,
искусство метания холодного оружия — кинжалов, сюрикэнов,
умение метать ртом иглы, владение нагината — широким, чуть
изогнутым лезвием на длинной, до 2 метров, рукоятке, своего
рода алебардой, владение огнестрельным оружием (впервые
завезенным в Японию в 1543 г.), умение пользоваться арканом,
явара — предшественник нынешнего дзюдо,
ниндзюцу
— искусство разведчика-ниндзя, умение драться на палках,
умение обращаться с модзири (вариант булавы, палица, утыканная
острыми шипами), владение кусаригама — железной цепью, на
одном конце которой укреплен металлический шар, на другом
— острый серп.
Примечательно, что одно из известнейших ныне
боевых искусств Японии — каратэ
— не было включено в состав «бугэй дзюхаппан». Объясняется
это тем, что каратэ для японского средневековья было иностранной
формой единоборства. В Японию оно пришло с Окинавы,
куда в свою очередь было завезено из Китая.
В период
Эдо (1600–1868) строгие правила будо были несколько
упрощены. Обязательным для самурая осталось изучение лишь
семи предметов: фехтования, содзюцу, верховой езды, кюдо,
джиу-джитсу, владения огнестрельным оружием и военной стратегии.
Это и были составные Бусидо
(буквально — «Путь воина»).
Одновременно Бусидо имел и очень важную нравственную составляющую в виде четко прописанной этической системы, в основу которой были положены неоконфуцианские принципы. Однако, в отличие от Китая, в Японии основной упор делался не на послушание младших главе семьи, а на безусловную лояльность своему сюзерену, что считалось высшей добродетелью и неукоснительной обязанностью любого воина. Это позволило говорить о Бусидо как о кодексе чести японского воина.
После Реставрации
Мэйдзи (1868) смысл и содержание военного искусства
претерпели радикальные изменения. Боевые приемы и навыки
больше не приходилось использовать в вооруженных схватках,
что основательно подорвало среди юношества интерес к обучению
единоборствам. А для тех, кто продолжал заниматься фехтованием,
стрельбой, борьбой, более привлекательными стали духовные
составляющие этих искусств, позволяющие воспитывать характер.
В этой связи термин «бугэй» постепенно был заменен на «будо»
(«путь оружия»).
Современное будо посвящено совершенствованию техники владения оружием с помощью физических и духовных упражнений, достижению объективных стандартов, созданных на базе искусства старых мастеров. Это открывает возможности для состязательности, а значит, и превращает будо в особый вид национального спорта. Особенно заметно этот процесс пошел после окончания второй мировой войны, когда из многих боевых искусств были удалены грозящие смертью или увечьем приемы, а упор был сделан на спортивности. Это относится в первую очередь к борьбе, фехтованию, стрельбе из лука. Хотя и все остальные виды «бугэй дзюхаппан» открыты для изучения, но интерес к ним ныне минимален.
|