БУДДИЗМ в Японии стал распространяться
в VI в. Учение Будды было одной из важнейших составляющих
культурного потока, перенесенного эмигрантами на Японские
острова с континента, однако ни в Корее, ни в Китае буддизм
не сыграл такой выдающейся исторической роли, как в Японии.
(О распространении буддизма в Японии см. статью «Асука».)
Сегодня его наряду с синтоизмом
— национальной японской религией — исповедуют большинство
верующих японцев.
В процессе утверждения буддизма в Японии сформировалось
несколько его сект, или школ, которые, в отличие от новых
религий буддийского происхождения, называются традиционными.
Все они принадлежат к махаяне, или так называемой северной
ветви буддизма. Самые древние по происхождению секты (Кэгон,
Рицу,
Хоссо),
образовавшиеся еще в период Нара, со временем утратили свое
влияние.
Секта Тэндай
появилась в Японии в середине VIII в. Ее основателем был
Сайтё — японский священник, прошедший обучение в Китае.
Сайтё проповедовал доктрину махаяны, согласно которой сущность
Будды находится в каждом, кто стремится к самосовершенствованию.
Секта Сингон
была основана монахом Кукаем
(774–835). Согласно его учению, безграничная вера в Будду
ведет людей от мирских забот к спасению. Отличительной особенностью
школы Сингон являлась ярко выраженная терпимость в отношении
синто.
Наиболее распространенным направлением буддизма в Японии является амидаизм, в котором основу культа составляет поклонение Будде Амитабха (яп. Амида) — повелителю Чистой земли — буддийского рая. Самые популярные амидаистские школы Дзёдо сю (Школа Чистой земли) и Дзёдо син сю (Истинная школа Чистой земли) были основаны в ХIII веке проповедниками Хонэном и Синраном. Культовая практика амидаистов — традиционное обращение верующих к Будде Амида за помощью.
В культе секты Нитирэн
(по имени проповедника ХIII в. Нитирэна) главное место занимает
почитание основателя учения Будды Шакьямуни. В основе учения
Нитирэна лежит один из наиболее популярных буддийских текстов
— «Сутра лотоса благого закона».
Большое распространение в Японии получила школа
Дзэн,
проповедующая достижение идеала буддизма — выявление в себе
сущности Будды — путем погружения в углубленное самосозерцание.
Все организации традиционных школ буддизма входят во Всеяпонскую буддийскую ассоциацию. В настоящее время буддийские храмы занимаются не столько проповедью буддийского вероучения в интерпретации той или иной школы, сколько религиозными обрядами и прежде всего — поминально-заупокойными ритуалами. Это служит главным источником доходов подавляющего большинства буддийских храмов. Немало средств храмы получают и от продажи амулетов, календарей, предсказаний судьбы. Для храмов, имеющих древнюю историю, основным источником денежных поступлений стал туризм.
Духовенство традиционных школ буддизма не проявляет интереса к общественной жизни.
|