БИДЗИНГА — жанр искусства укиё-э,
изображающий красавиц, персонажей «веселых кварталов». Великое
множество женских изображений было создано мастерами живописи,
но широкую славу они приобрели благодаря гравюрам.
Возникновение жанра бидзинга связано с творчеством Хисикава
Моронобу (1618–1694). Следующий этап развития жанра
— творчество Кайгэцудо Андо. В отличие от женских образов
Моронобу, мягких и наивных, героини художников династии
Кайгэцудо, высокие и статные куртизанки, представлены в
полный рост в статичных позах, в ярких красочных костюмах.
Это были изображения, служившие своего рода рекламой популярных
обитательниц «веселых кварталов» и в то же время различных
образцов кимоно.
В творчестве Судзуки
Харунобу (1724–1770) вновь меняется идеал женщины. На
смену величавым и статным красавицам приходят хрупкие юные
девушки, почти подростки, с крошечными ручками и ножками,
необычайно трогательные и грациозные.
Излюбленные композиционные схемы Тории
Киёнага (1752–1815) — многофигурные шествия куртизанок.
Красавицы в ярких, праздничных одеяниях, совершающие пешие
прогулки и катающиеся на лодках в окружении роскошной свиты
— своего рода гимн праздному образу жизни.
Среди всех художников, работавших в жанре бидзинга,
особенно выделяется Китагава
Утамаро (1754–1806) — один из шести лучших художников
японской ксилографии, обладатель общепризнанного титула
«певца женской красоты». Утамаро вводит в укиё-э тип больших
погрудных портретов — «окуби-э». Сохранились тысячи его
гравюр, тонко и изящно раскрывающих мир женщин Эдо.
В ХIХ в. доминировали в жанре бидзинга основатель династии Кикукава
— Эйдзан (1787–1867) и его ученики.
|