АРХИТЕКТУРА. Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.
В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы
местных правителей, называемые «кофун».
Протяженность усыпальницы императора Нинтоку составляет
486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид.
Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.
Прототипом японской культовой архитектуры считается
синтоистское святилище Исэ
дзингу (префектура Миэ),
сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине
солнца Аматэрасу
Омиками, прародительнице императорской
династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято
над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь.
Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована
с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять
коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши,
а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении
веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое,
причем в точности его копируя, божества перемещаются из
старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий»
тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые
в землю столбы и крытая соломой крыша.
Великий храм Идзумо
(Идзумо тайся) в префектуре Симанэ,
так же как и святилище Исэ, ведет свою историю с «мифических
времен». Периодически перестраивавшийся вплоть до 1744 г.,
этот храм верно хранил традицию тайся — стиля синтоистской
архитектуры, чье происхождение относится к первобытной эпохе.
Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.
Считалось, что каждое синтоистское божество
(«ками»)
должно иметь свое святилище. Например, три морских божества
почитаются в храме Сумиёси в г. Осака
и, соответственно, там возведено три одинаковых святилища
для каждого божества. Они располагаются друг за другом и
напоминают три корабля в открытом море. А в храме Касуга
в г. Нара
сооружено 4 одинаковых, стоящих рядом святилища.
Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота
в храм — тории.
Появление в Японии буддизма
повлияло на синтоизм,
а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру
синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой,
красный и другие яркие цвета, использовать металлические
и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища
стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие
подсобные помещения. Храм Ицукусима построен на острове
Внутреннего Японского моря вблизи г. Хиросимы. Во время
прилива он как бы плывет по поверхности воды. В одно целое
объединены не только главные сооружения, но и лодочный причал,
сцена для представлений театра Но, другие сооружения.
Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц
говорят о том, что древняя Япония обладала высокой техникой
каменного строительства. Однако с момента зарождения и вплоть
до заимствования европейской культуры строительства в период
Мэйдзи
японская архитектура использовала в качестве строительного
материала исключительно древесину.
Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.
Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины — кипариса, кедра.
Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция
к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше
усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей
крыша с широкими свесами — отличительная черта китайского
зодчества. Китайская архитектура в Японии находила применение
в основном при сооружении буддистских монастырей и храмов,
которые являются важнейшей частью культовой архитектуры
Японии. Примером этого может служить построенный в начале
VIII в. буддистский храм Хорюдзи
— самый древний сохранившийся памятник деревянного зодчества
в мире. Но даже в нем присутствует японский колорит. В отличие
от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской
архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты,
что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза
была еще более увеличена. Так, при широком заимствовании
китайской архитектуры акцент на горизонтальности породил
самобытный и неповторимый облик японского зодчества.
Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря
включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал,
зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный
зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь
прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором,
в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию
окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой
стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое
они указывали. Главными были Нандаймон — Великие южные ворота.
Внутренние ворота — Тюмон — считались третьими по значимости
строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным
типом были двухъярусные ворота. В периоды Асука
и Нара
главный зал, вмещающий сакральный объект поклонения, назывался
кондо (буквально — золотой зал), но уже в эпоху Хэйан
его стали называть хондо — главный зал. Зал для проповедей
был местом, где собирались монахи для получения наставлений,
для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым крупным
сооружением в древних монастырях. До нашего времени дошли
залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи.
Когда буддизм проник в Японию, сакральные предметы
были важнейшими объектами поклонения, поэтому пагода, где
они находились, стояла в центре монастыря. В Асука-дэра
(его строительство началось в 588 г.) пагода находилась
в центре, с трех сторон окруженная главными залами. В храме
Ситэннодзи (примерно 593 г.) единственный главный зал располагался
за пагодой. Это говорит о том, что пагода считалась важнейшим
сооружением. Однако уже в монастыре Каварадэра (середина
VII в.) и в монастыре Хорюдзи (VII в.) пагода была смещена
из центра. В монастыре Якусидзи
(конец VII в.) центральным строением является главный зал,
а две пагоды стали декоративными элементами комплекса. Относящиеся
к VIII в. храмы Тодайдзи
и Дайандзи имеют также по две пагоды, но они построены уже
за внутренней оградой, как и единственные пагоды храмов
Кофукудзи
и Тосёдайдзи.
Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире.
Особенности японской архитектуры (принцип горизонтальности, слияние архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в жилых постройках — как тех, что строились для знати, так и в жилищах простого люда.
В традиционной жилой архитектуре Японии выделяют два важнейших стиля: синдэн и сёин.
Первый свое название получил от центральной постройки усадьбы — главного зала синдэн (буквально — спальный зал).
В соответствии с законом по застройке столицы
Хэйан(Кё)
(совр. Киото)
усадьба занимала площадь со стороной квадрата приблизительно
120 метров и была окружена рядом низких деревьев. Усадьбы
большего размера соответственно строились на площади, в
2 либо в 4 раза больше минимальной. Типичная усадьба имела
осевую симметрию в застройке, в центре располагался главный
зал с выходом на юг. Крыша зала покрывалась корой кипариса
и свешивалась на южную сторону над ступенями, ведущими в
зал из ландшафтного сада.
Тщательно спланированный сад обычно включал пруд с островами,
соединенными мостиками. С восточной, западной и северной
сторон к главному залу примыкали павильоны и пристройки.
Каждый павильон соединялся с главным залом или с другими
пристройками закрытыми либо открытыми переходами. В саду,
занимающем всю южную часть усадьбы, устраивались различные
церемонии. На пруду на сваях сооружался открытый павильон
для музыкальных представлений, соединенный с главным зданием
несколькими переходами.
Главный зал состоял из внутреннего помещения, окруженного со всех
4 сторон рядом колонн. Зал мог быть увеличен с одной и более
сторон путем добавления дополнительного ряда колонн. Под
свесами крыши находилась веранда. С двух сторон делались
двери, а промежутки между внешними колоннами закрывались
решетчатыми панелями, которые крепились сверху на петлях.
Кроме небольшой комнаты для сна и хранения утвари, внутреннее
пространство не имело практически никакого деления. Пол
покрывался досками, на него укладывались татами
(толстые соломенные циновки) и подушки для сидения и сна,
а приватность обеспечивалась установкой створчатых ширм
и занавесей, кроме того, на перекладинах, служащих для крепления
петель стенных панелей, вешались экраны из бамбука.
Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек
— Госё
(императорский дворец в Киото), служивший домом для многих
поколений императоров.
Другой важнейший стиль жилой архитектуры — сёин
(буквально — библиотека или студия), сформировавшийся под
влиянием дзэн-буддизма. Так в монастырях секты Дзэн
назывались покои настоятеля. Этот стиль был разработан в
периоды Камакура
и Муромати
на базе классического синдэн, а в периоды Адзути-Момояма
и Эдо
он стал широко применяться как в гостиных и жилых покоях
монастырей, так и в домах военной знати. До сих пор он служит
образцом жилого дома в традиционном стиле.
Появились сооружения в несколько этажей — Кинкакудзи
(Золотой павильон) и Гинкакудзи
(Серебряный павильон) в Киото, возникло искусство сухих
ландшафтных садов, в которых песок, камни и кустарник использовались
в качестве символов воды и гор.
Самый ранний из дошедших до наших дней примеров
сёин — это зал Тогудо в Гинкакудзи в Киото. В дизайне позднего
типа сёин, примером которого является гостиная зала Кодзёин
в храме Ондзёдзи, можно увидеть раздвижные двери (майрадо),
за каждой створкой которых вставлены сёдзи
(оклеенные бумагой раздвижные экраны), покрытые татами полы,
а также разбивку комнат на отдельные части при помощи квадратных
в сечении опор, стен и раздвижных ширм (фусума).
Все перечисленные черты являлись нововведением и не использовались
в стиле синдэн.
Зала Кодзёин содержит еще 4 характерных для
сёин компонента. Это ниша (токонома)
в задней стене комнаты, ступенчатая полка (тигайдана), обрамляющая
нишу, встроенный кабинетный столик (сёин) и декоративные
двери (тёдайгамаэ) в стене напротив веранды. Во многих помещениях
сёин эти 4 элемента интерьера находились в той части зала,
где пол делался чуть приподнятым.
Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была тясицу — комната для чайной церемонии, превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.
Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что
выразилось в стиле сукия. Яркий пример этого стиля — императорский
дворец Кацура
рикю в Киото.
Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры — дворец Ниномару в замке Нидзё в Киото (начало XVII в.).
Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное выражение этой концепции — веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.
Большинство замков
в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных
феодальных войн. И хотя они строились как военные базы,
в мирное время замки явились основой для образования многочисленных
городов. Как символ мощи, замок не только оснащался главной
постройкой башенного типа, но и превращался также в подлинный
центр искусств. Архитектура, скульптура, ремесленные изделия,
живопись и садоводство эстетически служили вкладом в одно
целое. Замок таким образом зачастую утрачивал свой военный
характер, становясь своеобразным политическим и духовным
центром.
Традиционные жилые дома неправящих классов населения имеют общее
название минка.
Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца
XIX в., пока японская архитектура не подверглась западному
влиянию. Минка в сельских областях назывались нока, в деревнях
рыбаков — гёка, а в городах — матия.
В конструкции в основном использовалось дерево — для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши. Находящиеся между колоннами решетки из бамбука, скрепленные известкой, образовывали стены. Известка использовалась и на крыше, которая затем покрывалась травой. Из соломы делали твердые тонкие подстилки мусиро и более прочные циновки татами, которые клались на пол. Камень применялся только для фундамента под колоннами и не использовался в стенах.
После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.
С Реставрацией
Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации,
были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие
кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во
всей стране как стиль зданий государственных предприятий
и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и
резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали
многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский
технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов,
которые затем стали играть ведущую роль в строительстве
в стране.
Самые известные постройки западного стиля — Банк Японии и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.
Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило Токио и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.
После второй мировой войны Япония, оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.
Значительный прогресс японской архитектуры стал заметен для всех
в 1964 г. во время летних Олимпийских игр в Токио. К этому
времени был построен комплекс спортивных сооружений, спроектированных
Тангэ
Кэндзо. Здание олимпийского стадиона имеет оригинальную
изогнутую крышу, воскрешающую японские традиции.
Тангэ с конца 60-х гг. создает ряд проектов зданий и комплексов, в которых последовательно развивает идею «пространственной архитектуры», уподобляя здания и комплексы растущему дереву. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий.
Комплекс небоскребов на западе Центрального Токио стал символом
экономической мощи Японии. В 1991 г. в районе Синдзюку
по проекту Тангэ было построено самое высокое в Токио здание
— Токийский муниципалитет — 243 метра. Это сооружение с
двумя 48-этажными башнями напоминает европейский готический
собор.
Национальными традициями проникнуты проекты Андо
Тадао. В построенных им зданиях всегда продуман доступ
к естественному свету, к природе, благодаря чему их обитатели
могут насладиться незабываемыми картинами, наблюдая, например,
смену времен года.
Мировую известность также получила деятельность Киёнори Кикутакэ, Курокава Кисё, Маки Фумихико, Исодзаки Арата и других архитекторов.
|