АКИХАБАРА — Долина осенних листьев. Весьма романтическое название для квартала, расположенного вдоль Токийской кольцевой внутригородской железной дороги всего в двух остановках от центрального столичного вокзала. Но для самих японцев, да и для многих гостей Страны восходящего солнца, в том числе и россиян, знакомых с местными реалиями, название Акихабара — символ отнюдь не красот природы, а достижений японского гения в сфере бытовой электроники.
В этом квартале сосредоточена добрая сотня магазинов и магазинчиков, торгующих бытовой электротехникой и электроникой. Товар на прилавки поступает прямо с заводских конвейеров, минуя многочисленные склады посредников. Поэтому в Акихабаре всегда наиболее полный ассортимент и, пожалуй, самые низкие цены в Японии.
Побывать в Акихабаре — все равно что окунуться в безумный мир нескончаемого карнавала. Еще издали посетителей встречают зазывалы — хорошенькие девушки в блестящих комбинезонах или форменных платьицах, наперебой пытающиеся заманить прохожего в свой магазин, обещая ему баснословные скидки на любой товар. Воздух здесь буквально напоен электричеством. Горят тысячи (а может быть, миллионы?) ламп, прожекторов, мигалок. Из широко распахнутых в любое время года дверей рвется музыка, дрожат от напряжения стереодинамики. Ваше изображение, схваченное одной из десятков (сотен?) установленных на улице видеокамер, можно рассмотреть на сотнях (тысячах?) экранов телевизоров в самых различных ракурсах. Отзванивают время тысячи (десятки тысяч?) электронных будильников, напольных, настольных, каминных, настенных, наручных часов. Жужжит неисчислимое количество компьютеров, принтеров, ревут пылесосы, хлопают дверьми холодильники. Греют уличный воздух электрокамины, нагреватели, радиаторы. Машут крыльями легионы вентиляторов. Короче говоря, представьте себе самый большой из виденных вами магазин электротоваров и бытовой электроники, увеличьте его в сто, а лучше в тысячу раз, украсьте его всей неоновой рекламой вашего города, наполните его мысленно толпой продавцов, покупателей, праздношатающихся — и вы получите лишь слабое подобие токийской Акихабары.
Это — Мекка японской электроники, ее сияющая витрина, шоу-рум. Через турникеты станции Акихабара ежедневно проходят более 130 тысяч пассажиров, а по субботам и воскресеньям — треть миллиона. Каждый пятый из них — иностранец. И все они устремляются в лабиринты Акихабары, растекаясь по этажам и подвалам ее магазинов и салонов.
Так продолжается с 1960-х гг., когда только что созданная гражданская радиоэлектронная индустрия страны потребовала прямого выхода на массового потребителя.
Подсчитано, что японцы тратят за год около 6 триллионов иен на бытовую электронику. 5 процентов этой суммы приходится на магазины Акихабары. Однако за последние три-четыре года товарооборот квартала падает на 7–10% ежегодно.
Экономическое положение страны — его взлеты и падения — легко оценить по ситуации на Акихабаре, способной служить градусником деловой активности. Оживления конъюнктуры сопровождались массовым паломничеством сюда толп покупателей. А в периоды застоя продавцы подавляют зевоту, прогуливаясь в пустых торговых залах перед стеллажами, битком забитыми разнообразнейшим товаром. Все ожесточеннее становится конкуренция Акихабары с универмагами, салонами, магазинами в других районах и городах, стремящимися выжить за счет снижения розничных цен почти до уровня акихабарских.
Изменилось и лицо посетителя Акихабары. Теперь здесь все реже можно увидеть солидного клиента с тугим кошельком. Завсегдатаями квартала стали студенты и школьники, предпочитающие глазеть на витрины и восторгаться новинками, но не спешащие расставаться с наличными. Чем меньше сюда ходят японцы, тем заметнее здесь лица приезжих из других стран. Поставщики Акихабары, учитывая подобные изменения клиентуры, все больший акцент делают на зарубежных покупателей. Целые этажи отводятся под необлагаемые пошлинами при вывозе (Duty free), а потому продающиеся с большой скидкой изделия, рассчитанные на вольтаж и частоты других стран. Едва ли не в каждой лавке вам предложат телевизор, стереосистему или видеомагнитофон, разработанные с учетом параметров работы в Китае, Корее, на Ближнем Востоке, в России. Естественно, инструкция будет приложена на соответствующем языке, да и сами продавцы с грехом пополам, но смогут объясниться и с арабами, и с китайцами, и с русскоязычными.
Акихабара пытается выжить. Будет очень жаль, если этот уникальный уголок японской жизни потеряет свою характерную особенность и превратится просто в еще один рядовой торговый центр Японии.
|