АДЗУТИ-МОМОЯМА —
период истории Японии с 1568-го по 1600 г., который характеризуется
преодолением последствий феодальной раздробленности и объединением
Японии под сильной авторитарной властью. Этот процесс связан
с именами Оды
Нобунаги, Тоётоми
Хидэёси и Токугавы
Иэясу, вошедшими в историю как «три объединителя Японии».
Начал объединение Японии Ода Нобунага (1534–1582)
— феодал из провинции Овари, расположенной в центральной
части острова Хонсю. В 1568 г. его 50-тысячная армия заняла
столицу Японии — Киото — с целью сурово покарать убийц сёгуна
Асикага Ёситэру. Новым сёгуном Японии при непосредственном
участии Нобунага был провозглашен младший брат погибшего
— Ёсиаки. В честь этого события Нобунага распорядился построить
для нового сёгуна замок Нидзё, строительством которого он
руководил лично, демонстрируя преданность сёгуну. Все это,
несомненно, укрепило влияние Нобунаги.
В 1573 г. Ода Нобунага положил конец правлению
последнего, пятнадцатого, сёгуна династии Асикага.
Более того, он ликвидировал сёгунат как систему правления.
Тем самым закончился 200-летний период Муромати.
Нобунага поднял значение императорского двора под собственным
контролем. В Адзути Ода построил замок, ставший его резиденцией
и давший название этому периоду истории Японии.
К этому времени он подчинил себе почти всю центральную
часть Японии, но его стремление создать сильное централизованное
государство наталкивалось на противодействие двух могущественных
феодальных домов — Такэда на востоке и Мори на западе. Был
у Нобунага и третий грозный противник — буддийские монастыри.
Буддийские монастыри были не только религиозными,
но и крупными экономическими и военными центрами. На горе
Хиэй, в окрестностях Киото, неприступной крепостью возвышался
монастырь Энрякудзи секты Тэндай. Это было настоящее государство
в государстве. Несколько тысяч строений, большое число монахов
и собственное войско. Крупнейшим религиозным, экономическим
и культурным центром провинции Сэтцу и района Нанива (современная
Осака) был храм Хонгандзи секты Синсю. И если на уничтожение
Энрякудзи Нобунаге потребовалось два года, монастырь Исияма
Гобо храма Хонгандзи
сопротивлялся диктатору 11 лет. Огнем и мечом было уничтожено
все: богатейшие хранилища древних рукописей, книг, уникальных
ценностей, торговые склады, жилые здания, ремесленные кварталы.
На востоке страны в это время главные сражения
развертывались между армиями Токугава и Такэда. Даже после
смерти Такэда Сингэн, главы этой сильной феодальной династии,
его сын Кацуёри не оставлял помыслов быть самым могущественным
даймё в стране. В 1575 г. объединенные войска Нобунага и
Токугава в битве при Нагасино нанесли сокрушительное поражение
войскам Кацуёри. В этой кампании войска Нобунаги впервые
в Японии применили в массовом порядке огнестрельное оружие.
После победы началась подготовка к новой кампании.
На этот раз противником был Мори Тэрумото — крупнейший японский
феодал той эпохи. Владения Мори занимали всю западную часть
острова Хонсю и составляли десять провинций, или почти одну
шестую часть территории страны. Осуществить эти планы Ода
Нобунага не успел. Он погиб в 1582 г. в результате вероломного
предательства одного из своих вассалов.
Гибель Нобунага привела к борьбе за лидерство
среди его сподвижников. Успех ждал лишь одного из них —
Тоётоми Хидэёси. Ему удалось добиться почти полного объединения
страны и некоторой внутренней стабилизации. В 1585 г. Хидэёси
при участии войск нового союзника Мори Тэрумото подчинил
остров Сикоку, а в 1587 г. — остров Кюсю. В 1590 г. были
повержены даймё Ходзё Удзимаса и Датэ Масамунэ, имевшие
огромные владения на северо-востоке Хонсю.
Этим был завершен начатый сорока годами ранее
процесс территориального, политического и экономического
объединения страны.
Сначала Хидэёси держал свой штаб в Фусими (Момояма,
в Киото), а затем построил большой замок Осака, вокруг которого
вырос крупный город и был устроен удобный порт.
Хидэёси проводил исследование сельскохозяйственных
зон в стране, чтобы выяснить продуктивность земли и установить
налоги на крестьянство согласно систематизированному каталогу.
В этот период усилились различия между самураями и всеми
остальными социальными прослойками общества. Была проведена
«Охота за мечами», в результате которой были конфискованы
все виды оружия у крестьян и монахов, и отныне никто, кроме
самураев, не имел права его иметь, а самураи получили практически
неограниченные возможности использовать оружие по собственному
усмотрению. Были определены размеры владений даймё, исчисленные
исходя из продуктивности рисовых полей. Это сделало возможным
перевод даймё из одного региона в другой. Было произведено
перераспределение владений феодалов с целью наградить землей
наиболее приближенных к Тоётоми военачальников. Бывало,
что Хидэёси приказывал местным князьям переезжать из одной
области в другую со своими вассалами.
Страна стала более мирной. Активно строились
замки, вокруг замков развивались города, активизировались
торговля и ремесленное производство, увеличилась добыча
золота и серебра.
Находясь на вершине успеха, Хидэёси дважды вторгался
в Корею (1592 г. и 1597 г.), но обе попытки окончились неудачей.
После смерти Хидэёси в 1598 г. наступил кратковременный
период обострения борьбы за власть, в результате которой
в 1600 г. крупнейший феодал Японии Токугава Иэясу захватил
власть и спустя три года стал первым сёгуном новой династии,
правившей Японией 250 лет.
|